Публикации

К. У. Черненко: Выступление на восьмой сессии Верховного совета СССР десятого созыва

16 июня 1983 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ВОСЬМОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ДЕСЯТОГО СОЗЫВА

16 июня 1983 года

Товарищи депутаты! Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР и Советы Старейшин Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета вносят на ваше рассмотрение предложение об избрании Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС товарища Юрия Владимировича Андропова Председателем Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. Все встают.)

Этот вопрос рассматривался на Пленуме ЦК. В обстановке полного единодушия Пленум признал целесообразным, чтобы Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Юрий Владимирович Андропов одновременно занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. (Продолжительные аплодисменты.)

Политбюро ЦК КПСС и Пленум ЦК исходили из того, что возрастание руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в жизни советского общества, в нашей внутренней и внешней политике с полным основанием воспринимается советскими людьми и за рубежом как свидетельство нераздельности авторитета партии и государства, как выражение единства разума и воли партии и народа.

Целеустремленная, энергичная и инициативная деятельность Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, его деловые и человеческие качества, опыт и политическая мудрость снискали ему всеобщее уважение, доверие и симпатии партии и народа. В его лице советские коммунисты, все трудящиеся, наши зарубежные друзья видят выдающегося руководителя ленинского типа.

С деятельностью Ю. В. Андропова неразрывно связаны дальнейшее упрочение единства партии и народа, преемственность курса нашей внутренней и внешней политики, получившие всенародное одобрение меры, направленные на дальнейшее совершенствование общества развитого социализма, на укрепление экономического и оборонного могущества нашей Родины.

С деятельностью Ю. В. Андропова неразрывно связана твердая и последовательная линия Коммунистической партии и Советского государства, нацеленная на оздоровление международной обстановки, на поворот развития событий вновь в сторону разрядки, на предотвращение термоядерной катастрофы. Ю. В. Андропов авторитетно представляет эту линию на мировой арене.

Избрание Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Юрия Владимировича Андропова на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР будет служить высшим интересам нашего общества и государства, успешному выполнению исторических предначертаний XXVI съезда КПСС, делу коммунистического строительства.

Позвольте, товарищи депутаты, внести на ваше рассмотрение следующий проект постановления Верховного Совета СССР:

«Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Избрать товарища Андропова Юрия Владимировича Председателем Президиума Верховного Совета СССР». (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

 

ДЕЛО ВСЕЙ ПАРТИИ,
ДОЛГ КАЖДОГО КОММУНИСТА

Статья,
опубликованная в журнале
«Коммунист»
№ 15, 1983 год

Высоты прогресса всегда штурмовались с помощью передовых идей. В революционном преобразовании мира, многогранном процессе социалистического строительства, воспитании нового человека ярко проявляется творческая роль марксистско-ленинской идеологии.

Это — идеология, просвещающая и возвышающая разум человека, облагораживающая его чувства, организующая волю миллионов.

Это — идеология, утверждающая единство революционной мысли и революционного действия.

Это — идеология, сплачивающая социалистическое общество на коллективистских принципах, идеология социального оптимизма и мира.

Во всей своей воспитательной работе КПСС неизменно руководствуется основополагающей идеей марксизма о том, что человека формируют не сами по себе обстоятельства, а практическая деятельность, направленная на их преобразование. Общественная практика в марксистско-ленинском понимании включает в себя изменение не только материальных условий жизни, но и самого человека. Формирование нового человека есть поэтому и цель и непременное условие коммунистического строительства.

Одним из главных источников силы ленинской партии было и остается умение творчески осмыслить особенности каждого исторического этапа, определить конкретное содержание, формы и методы идеологической деятельности, наиболее полно отвечающие потребностям общества.

Так наша партия действовала всегда. Так действует она и сегодня.

I

Крупным событием в жизни партии, важной вехой в движении нашей страны по пути социального прогресса стал июньский (1983 года) Пленум Центрального Комитета КПСС. Он дал обстоятельный анализ современного этапа развития нашего общества и ясные ориентиры на будущее, отметил достижения и с партийной требовательностью рассмотрел недостатки идейно-воспитательной работы, четко определил, что и как нужно делать, чтобы поднять ее на уровень больших и сложных задач, которые решаются в процессе совершенствования развитого социализма.

Опираясь на коренные принципы марксизма-ленинизма, развивая положения XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1982 года) Пленума ЦК, партия выдвинула на июньском Пленуме развернутую концепцию идеологической деятельности долговременного значения. Наш идейно-теоретический арсенал обогатился новыми глубокими идеями, связанными с реальностью сегодняшнего дня и освещающими пути дальнейшего движения вперед.

Принципиальное значение для понимания актуальных задач и перспектив в экономике, политике и идеологии имеет речь на Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю. В. Андропова. Ее отличают новаторский подход к самым сложным проблемам внутренней и международной политики, реалистическая оценка настоящего и смелое, основанное на анализе современных тенденций, научное предвидение будущего. Содержащиеся в ней важные обобщения и выводы определяют основные направления работы над новой редакцией Программы КПСС, глубоко, в едином комплексе с кардинальными социально-экономическими задачами раскрывают ключевые вопросы идеологической деятельности. Партийные комитеты должны исходить из того, что при всей важности хозяйственных, организационных вопросов идеологическая работа все больше выдвигается на первый план.

Июньский Пленум прошел в обстановке дальнейшего укрепления нерушимого единства партии и народа, сплоченности нашего общества, вызвал патриотическое стремление советских людей энергичнее и настойчивее бороться за осуществление намеченных планов, чтобы сделать нашу социалистическую Родину еще более могущественной и процветающей. Его идеи оказывают благотворное влияние на всю общественно-политическую и духовно-нравственную атмосферу в стране. И содержание, и тон выступлений коммунистов в партийных организациях, писем рабочих, колхозников, специалистов народного хозяйства, деятелей науки и культуры, поступивших в ЦК и в органы печати, позволяют с полной уверенностью сказать: решения Пленума восприняты с глубоким удовлетворением. Все это свидетельствует о том, что вопросы, рассмотренные на нем, актуальны, разработанные меры выражают интересы всех трудящихся.

«В речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю. В. Андропова, докладе и постановлении Пленума нашли отражение мысли и думы каждого из нас,— подчеркнул на объединенном пленуме Томского областного и городского комитетов партии слесарь-инструментальщик завода «Сибэлектромотор» Б. И. Степанов.— Как отмечалось на Пленуме, мы должны исходить из того, что формирование сознания граждан нашего общества — дело не только профессионалов — идеологов, пропагандистов, работников средств массовой информации. Это дело всей партии. Раз всей, значит, и каждого коммуниста. Так я понимаю. Убежден: добьемся многого, если каждый на своем месте будет заниматься воспитанием людей. Прежде всего — личным примером, отношением к делу».

Так понимают свой партийный долг миллионы коммунистов.

Важнейший политический смысл решений Пленума состоит в том, чтобы привести в движение все творческие силы, которые заключены в трудовой и общественной активности масс, добиться, чтобы все трудящиеся — именно все — еще инициативнее участвовали в осуществлении созидательных задач, чтобы каждый вносил возрастающий вклад в общее дело.

На партийных собраниях, пленумах партийных комитетов и активах коммунисты с позиций высокой требовательности проанализировали состояние идейно-воспитательной работы, реалистически оценили ее плюсы и минусы, подвергли острой критике конкретные проявления разрыва слова и дела, наметили содержательные планы действий. В деловом, заинтересованном обсуждении итогов Пленума ярко проявились биение живой творческой мысли коммунистов, их коллективный разум и опыт, нацеленность на практические дела.

Примечательно, что в ходе общепартийного обсуждения материалов Пленума был охвачен широкий спектр идеологических проблем. Не будет преувеличением сказать: ни один вопрос идейно-воспитательной работы не остался вне поля зрения, каких бы сторон жизни он ни касался. Высказаны интересные соображения, рекомендации, выдвинуты инициативы, которые вносят в идеологическую деятельность много нового и ценного. И особенно важно, чтобы инициативы получили развитие, рекомендации последовательно осуществлялись, критические замечания были учтены. Партийные комитеты обязаны установить постоянный контроль за этой работой.

Пленумом приняты важные решения. Работа по их реализации развернулась во всех партийных организациях. На что следует обратить особое внимание?

Во-первых, нужно утвердить в сознании всех коммунистов, что эти решения рассчитаны на длительную систематическую работу, главное содержание которой составляет всестороннее планомерное совершенствование развитого социализма. Она опирается на фундаментальные теоретические обобщения и выводы, которые определяют подготовку новой редакции Программы КПСС. Уровень всей идейно-воспитательной работы зависит от того, насколько органично конкретные меры и действия будут увязываться с этой глубинной основой всей деятельности партии.

Во-вторых, необходимо исходить из того, что идеологическая работа — неотъемлемая составная часть коммунистического строительства. А это значит, что ее улучшение диалектически взаимосвязано с решением актуальных вопросов экономического и социально-политического развития нашего общества, с укреплением основ социалистического образа жизни. Ведь формализм, шаблон, поверхностность, разрыв между словом и делом как раз и начинаются там, где воспитательные задачи изолируются от хозяйственных, социальных, организационных или лишь механически сочетаются с ними. Здесь нужна кропотливая повседневная работа, суть которой — научить людей мыслить широкими социально-экономическими и политическими категориями, переводить хозяйственные, социальные и иные задачи на язык воспитательных действий, а воспитательные — в русло хозяйственных и организационных. В этом направлении предстоит серьезно потрудиться всем партийным комитетам.

В-третьих, идеологическая работа — единое целое. Она имеет дело с сознанием человека, а мысли и чувства людей нельзя поделить между различными ведомствами. Поэтому необходимо наладить тесное взаимодействие идеологических учреждений, средств массовой информации и пропаганды — всех звеньев идейно-воспитательного комплекса, привлечь к работе самый широкий актив и постоянно опираться на него.

В-четвертых, за массовыми мероприятиями, миллионными цифрами охвата различными формами учебы, огромными тиражами газет, книг, журналов, не говоря уже о телевидении, имеющем громаднейшую аудиторию, всегда надо видеть человека с его неповторимыми индивидуальностью и внутренним миром, собственным жизненным опытом, радостями и горестями, заботами и помыслами. Уместно вспомнить, что для Ленина рабочие и крестьяне были не отвлеченные «объекты пропаганды», «а живые люди, много пережившие, над многим думавшие, требующие внимания к своим запросам».

Следует развивать и обогащать большевистские традиции работы в массах, повышать мобилизующую и организующую роль пропаганды. Агитатор, пропагандист, партийный публицист сегодня, как и в годы индустриализации и коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления, своей убежденностью, правдивостью, принципиальностью призван зажигать сердца людей, помогать им в труде и жизни.

«…Слово,— учил Ленин,— тоже есть дело». Партия всегда опиралась на силу правдивого слова, обращенного к массам, которое воодушевляло, сплачивало и мобилизовывало людей на решение поставленных задач, как бы сложны они ни были. Неверно думать, что более образованный, эрудированный и информированный современный советский человек будто бы менее отзывчив на слово пропагандиста, агитатора. Да, с ним надо говорить серьезно, он не любит общих мест, не приемлет назидательного тона. Спокойный, дельный разговор по существу, реалистический анализ обстановки, взвешенность суждений он воспринимает глубже, полнее. Воспитательная работа ныне требует и значительно большей психологической тонкости и большего такта, ей противопоказаны вялость и равнодушие, ей нужны острота мысли, точность слова, убедительность аргументации. Только тогда она становится по-настоящему действенной.

В-пятых, нам необходимы решительное искоренение шумихи и парадности, бумаготворчества, выливающихся в «чисто чиновничье убийство живого дела», оценка идеологической деятельности на всех ее уровнях и в каждом звене не по сумме мероприятий, заседаний и принятых решений, а по ее главному критерию — трудовой и политической активности масс.

Дух и существо решений Пленума требуют от партийных комитетов критического подхода к недоработкам в идеологической сфере, умения определять наиболее слабые звенья в пропаганде и воспитании, энергии и настойчивости в осуществлении практических задач.

Особо следует сказать о преодолении недостатков, на которых заострил внимание Пленум. Надо строго спрашивать с тех, кто склонен проявлять медлительность, работать по старинке, уходить от решения назревших проблем, предаваться маниловскому благодушию. Основание для такой постановки вопроса, как показала проверка работы некоторых партийных организаций и идеологических учреждений, есть.

Повышение эффективности воспитания зависит от правильного понимания существа взаимосвязи объективных и субъективных факторов. Еще при создании партии Ленин в работе «Что делать?» выступил против двух ошибочных крайностей в понимании идеологической деятельности — первой, когда она отрывается от объективных условий, своей земной основы, что порождает фразеологию и прожектерство, и второй, когда уповают только на материальные факторы, что обрекает идейно-воспитательную работу на пассивность и самотек. Марксистско-ленинская концепция пропаганды и воспитания, развитая в решениях Пленума, исходит из необходимости органического сочетания целенаправленной идеологической работы с преобразованиями в социально-экономической сфере, с активной трудовой и общественно-политической деятельностью самого человека.

Итоги июньского Пленума вызвали огромный интерес во всем мире. Анализ зарубежных откликов показывает, что в его материалах прогрессивная общественность увидела глубокое идейное обоснование миролюбивой политики нашей партии и государства, в полной мере учитывающее особенности современной обстановки, конструктивный и принципиальный курс в международных отношениях, направленный на прекращение гонки вооружений, предотвращение термоядерной войны.

Друзья расценили решения Пленума как четкую программу реализации преимуществ социализма, как еще одно весомое доказательство творческого отношения КПСС к революционной теории, несостоятельности мифов о «кризисе» марксистско-ленинской мысли.

Классовые противники могли вновь убедиться в нашей непоколебимой верности делу коммунистического созидания, твердости и непреклонности в отстаивании интересов мирового социализма. Советский народ не запугать ни «психологическими атаками», ни разнузданной клеветой лишенных чести и совести прислужников империализма.

II

Июньский Пленум с позиций широкой исторической перспективы рассмотрел коренные вопросы социально-экономической политики. Выдвинуты ключевые задачи, которые охватывают все стороны жизни нашего общества — и развитие производительных сил, и совершенствование производственных отношений, и изменения в сфере надстройки.

В последнее время партией приняты важные меры по дальнейшей реализации решений XXVI съезда КПСС, ноябрьского и июньского пленумов ЦК.

Речь идет прежде всего о кардинальном повышении производительности труда, соединении на деле преимуществ социалистического строя с достижениями научно-технической революции. В недавнем постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на рост масштабов использования в экономике современного потенциала науки и техники, что позволит углубить процесс интенсификации.

Речь идет далее о серьезном совершенствовании планирования и управления, устранении неоправданного распыления ресурсов, улучшении сбалансированности экономики, более полном удовлетворении спроса населения на добротные товары и высококачественные продукты питания. Важнейшее значение имеет также решение широкого круга задач, обеспечивающих тесную связь экономической и социальной политики, повышение жизненного уровня советских людей, формирование разумных потребностей.

Предстоит серьезная работа по достижению обоснованного соотношения между производительностью труда и заработной платой. Мы не вправе забывать, что опережающий рост производительности труда по отношению к росту заработной платы, являющийся объективным экономическим законом социализма, упрочивает материальную базу повышения народного благосостояния, выполнения социальных программ. Пленум еще раз напомнил о том, что среди регулирующих жизнь социалистического общества коренных принципов одним из основных является распределение по труду. Всякое ослабление контроля за мерой труда и мерой потребления оборачивается не только хозяйственными потерями, но и моральными издержками. Наша пропаганда призвана глубже анализировать и доходчиво показывать зависимость благосостояния и потребления от вложенного труда, от его качества.

Весь опыт социалистического строительства свидетельствует, что продвижение вперед немыслимо без развития демократического централизма в управлении, повышения ответственности каждого работника за выполнение своих обязанностей перед обществом. Инициатива и творчество масс, рост экономической и воспитательной роли соревнования, широкий демократизм в сочетании с централизмом являются обязательными и необходимыми условиями активизации экономической жизни, использования тех огромных возможностей увеличения эффективности производства, которые заложены в социалистической системе хозяйства.

Наши социально-экономические успехи ведут к укреплению материальной основы развития социалистического сознания, формирования всесторонне развитой личности, что является программной целью партии. «Мы,— подчеркнул товарищ Ю. В. Андропов,— справедливо говорим об идеологическом обеспечении экономической работы. Но не меньшее, если не большее, значение имеет экономическое или — шире — социальное обеспечение идеологической работы».

Пленум указал на необходимость постоянного совершенствования управления производством. Недавно принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы», в соответствии с которым в ряде отраслей проводится экономический эксперимент. По сути своей — это отработка модели хозяйственного механизма ближайшего будущего.

Научность, деловитость, объективная оценка результатов — необходимые условия осуществления эксперимента. Проведение его — задача не только хозяйственная, но и партийно-политическая, требующая активного участия идеологических работников. Журналисты, пропагандисты, лекторы должны доходчиво и умело рассказывать о сути предпринимаемых шагов, более оперативно реагировать на те ситуации, которые тормозят дело.

Курс на конечные результаты работы ориентирует производство на более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения. Сближаются и экономические интересы общества, коллектива, личности. Важно отметить, что существенное расширение прав объединений и предприятий ведет к дальнейшему развитию демократических начал в решении самых различных вопросов, возникающих в процессе производства. Одновременно усиливается ответственность за результаты работы. Не случайно Ленин рассматривал в тесной взаимосвязи «установление строжайшей ответственности» и «добровольное исполнение предписаний и распоряжений, необходимых для того, чтобы хозяйственный механизм работал действительно так, как работают часы».

Характеризуя решающую роль экономики в построении социалистического общества, Ленин выделил два главных фактора ее роста: план и дисциплину. Именно последовательное осуществление под руководством Коммунистической партии планов социально-экономического развития, строгая дисциплина их выполнения вывели нашу страну на рубежи зрелого социализма. Пленум подчеркнул, что укрепление дисциплины — не кратковременная кампания, а повседневная систематическая работа. И успех обеспечивается тогда, когда непосредственными участниками этой работы становятся все трудящиеся, когда она опирается на сознательность и инициативу масс.

Природе социализма присуща дисциплина, основанная на сознательном отношении к труду. Сама выработка коллективистского сознания и поведения требует постоянного поддержания высокого уровня социалистической дисциплины, которая отвечает общенародным интересам, является важнейшим условием выполнения государственных планов, повышения эффективности производства.

Дисциплина в ее ленинском понимании неотделима от заботы о положении дел в стране. Практика свидетельствует: чем выше у коллективов предприятий ответственность за выполнение государственных заданий, тем рачительнее они ведут свое хозяйство. Но для этого необходима большая организаторская и воспитательная работа в трудовых коллективах.

Воспитывать людей в повседневной борьбе за выполнение государственных планов, повышение качества продукции, эффективное использование производственных мощностей, сырья, энергии, рабочего времени, за укрепление организованности и ответственности, в борьбе против косности и бюрократизма, ведомственности и местничества — именно так, по-ленински поставлен вопрос на июньском Пленуме. Лучший метод вести эту работу — воспитывать на положительном примере, на образцах передового опыта, конкретно раскрывая те факторы, за счет которых достигнуты успехи.

Закон СССР о трудовых коллективах предоставил новые возможности для активного участия каждого труженика в управлении производством. Необходимо, чтобы эти права действенно использовались для укрепления и поддержания атмосферы высокой требовательности, ответственности и дисциплины. Государственные и хозяйственные органы должны создавать трудовым коллективам наилучшие условия для выполнения ими производственных программ и планов социального развития. Политическое ядро трудовых коллективов — первичные партийные организации. На них лежит огромная ответственность за осуществление партийной политики и в производственной, и в социально-экономической, и в идеологической сферах. Хотелось бы обратить внимание, в частности, и на роль фабрично-заводской печати. Там, где рабочие корреспонденты по-боевому участвуют в жизни своих предприятий, больше порядка, общественной инициативы, организованности.

В современных условиях возрастает спрос с руководителей производства. От их принципиальности, компетентности, настойчивости во многом зависит положение дел на всех участках народного хозяйства. Неспособность руководителя обеспечить надлежащий порядок на порученном участке работы, указывается в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда, должна рассматриваться как несоответствие занимаемой должности.

Существует прямая зависимость результатов работы трудового коллектива и дисциплины от внимания администрации и общественных организаций к нуждам и запросам людей.

Опыт таких передовых предприятий, как ЗИЛ, ленинградское Оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина, производственное объединение «Калужский турбинный завод», Сумское машиностроительное производственное объединение имени М. В. Фрунзе, трест «Липецкстрой», Тираспольский завод литейных машин имени С. М. Кирова, и других убеждает именно в этом. Партийные, профсоюзные организации, хозяйственные руководители ведут здесь энергичную работу по созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда, укреплению дисциплины и закреплению кадров, совершенствуя организацию производства, уделяя большое внимание социальным вопросам. На достижение высокой производительности труда, повышение его эффективности, экономию и бережливость направляются хозяйственные, организационные и идеологические средства.

Июньский Пленум призвал активно формировать новый тип экономического мышления, воспитывать инициативу, социалистическую предприимчивость. Неотъемлемые черты такого мышления и стиля работы — деловитость, ответственность, обостренное чувство нового, рачительное отношение к народному добру, ориентация на качественные показатели и наилучшие народнохозяйственные результаты при наименьших затратах. Воспитание этих черт равно необходимо как хозяйственнику, так и каждому специалисту, рабочему, колхознику.

Возможностей для этого достаточно, среди них — массовая экономическая учеба, постоянное информирование коллектива о делах производства и его перспективах, глубокое изучение и использование передовых приемов труда. Жизненный опыт показывает, что работник, основательно знающий экономику завода, стройки, колхоза, активнее участвует в управлении производством, быстрее преодолевает инерцию устоявшихся представлений и привычек, энергичнее ищет пути к решению возникающих задач, постоянно заботится о совершенствовании дела, которое ему поручено.

Поучителен, например, опыт работы партийных организаций Запорожской области по сокращению доли тяжелого физического труда. Социалистическое соревнование, массовая экономическая учеба, работа народных университетов, печать хорошо служат мобилизации трудящихся на реализацию разработанных на предприятиях комплексных программ механизации труда. Руководство и координацию выполнения этих программ осуществляет специальный совет при обкоме партии. В итоге за десятую и первую половину одиннадцатой пятилетки в области механизирован труд около 20 тысяч рабочих. Умение современно, экономически грамотно мыслить сочетается здесь с настойчивостью, упорством в достижении практических результатов, с хорошо налаженной организаторской работой.

Новое экономическое мышление не может замыкаться рамками «своего» производства. Работников, овладевших им, отличает уважительное, заботливое отношение к интересам других коллективов, общества в целом и, конечно же, строгое выполнение государственных планов и обязательств. Где об этом забывают, подходят к делу с ведомственных или местнических позиций, там распыляются силы коллективного труда, нарушаются государственная дисциплина, нормы социалистического хозяйствования. В результате подрывается основа, на которой зиждется сознательное, заинтересованное, ответственное отношение людей к своим обязанностям.

Формировать новое экономическое мышление — это прежде всего рассматривать любой производственный вопрос через призму общенародного, государственного интереса. «Пусть каждый фабрично-заводский комитет,— отмечал Ленин,— почувствует себя не только занятым делами своего завода, но и организационной ячейкой для построения всей государственной жизни». Выпуском продукции за ворота предприятия или хозяйства не должны завершаться усилия коллектива. Следует до тонкостей знать сферу потребления и рационального использования этой продукции. Эффекта нужно добиваться не только «у себя», но и у потребителя, иначе говоря, заботиться о народнохозяйственном выигрыше в целом. Здесь непременно необходимы глубокие конкретные экономические знания и широкий политический, государственный подход к проблемам.

Коммунистам чужд узкопрагматический, торгашеский взгляд на экономику. Существенная черта нового экономического мышления — связь производственных и политических вопросов. Эту связь прекрасно продемонстрировали создатели магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Досрочное сооружение уникальной трассы — выдающаяся победа советской науки и техники, нашей промышленности, свидетельство не только мастерства, но и высокого политического сознания рабочих, инженеров, ученых. Это деловой ответ заокеанским авантюристам, вознамерившимся говорить с нашим народом языком политических ультиматумов и экономических санкций. Это не только экономика, но и политика, большая политика, которая творится рабочими руками. Ведь поставить какой-либо вопрос политически означает, по Марксу, вскрыть его социальный смысл, подойти к нему «с точки зрения государства в целом» .

Новое экономическое мышление не приходит само собой. Оно вырабатывается напряженным трудом, связано с постоянным обновлением знаний, изменениями в психологии людей. Соединить силу знаний с практическим опытом, идейную убежденность с экономическим просвещением, с развитием инициативы и энергии трудящихся — важнейшая задача и хозяйствования и воспитания.

III

Успешная реализация поставленных Пленумом задач немыслима без значительного улучшения организации всего дела воспитания. «…Только при условии великолепной организации,— подчеркивал Ленин,— может наша моральная сила превратиться в материальную». Деловитость, конкретность, реалистическая оценка достигнутых результатов, трезвый учет уровня сознательности и политической культуры людей, постоянное сопоставление пропаганды с реальным ходом жизни, с итогами хозяйственной, управленческой деятельности, укреплением дисциплины и порядка — вот что особенно нужно сейчас.

Многие партийные комитеты стали активнее заниматься вопросами организации идеологической работы, больше проявлять инициативы, творчества и настойчивости в повышении ее эффективности. Она все более сосредоточивается на решении ключевых экономических, социальных и воспитательных задач. Интересен опыт, например, Московской городской партийной организации по совершенствованию системы политической учебы коммунистов, Киевской — по обеспечению единства хозяйственной, организаторской и политической работы, Минской — по патриотическому и интернационалистскому воспитанию трудящихся, Ивановской — по укреплению дисциплины и порядка на производстве.

Пленум, как известно, уделил большое внимание совершенствованию форм и методов идеологической работы. И надо сказать, у нас немало делается в этом направлении. Утверждается комплексный подход к организации воспитательного процесса, к использованию всех средств идейного влияния, лучше ведется текущее и перспективное планирование. Получает распространение опыт ленинградцев по разработке планов экономического и социального развития административных районов и трудовых коллективов, включающих программы в области воспитания.

К числу позитивных сдвигов следует отнести укрепление научной базы идейно-воспитательной работы. Это позволяет более объективно судить об эффективности отдельных звеньев пропаганды и агитации, уровне информированности различных групп населения, морально-психологическом климате в коллективах.

Предстоит реализовать решение Пленума об организации Всесоюзного центра по изучению общественного мнения. Ему потребуется крепкая корневая система в краевых, областных, городских комитетах партии, трудовых коллективах. Однако суть проблемы не только в изучении, но и в целенаправленном формировании общественного мнения. Словом, необходимы не только практические рекомендации на сегодняшний день, но и научно обоснованные прогнозы, способные своевременно сориентировать нашу пропаганду.

Когда дело касается экономических и социальных проблем, особенно нужны обстоятельное разъяснение их существа, смысла принимаемых решений, гласность, систематическое информирование трудящихся о деятельности органов управления. Сегодня во многих партийных организациях налажена работа с вопросами, поступающими от трудящихся лекторам, пропагандистам, в органы массовой информации. Они изучаются и обобщаются, а главное — рассматриваются и решаются компетентными органами. Важно, чтобы ни один заданный вопрос не оставался без ясного ответа, ни одно деловое предложение — без принятия конкретных мер. Таково требование ЦК КПСС.

Строгий партийный контроль за реализацией замечаний и предложений трудящихся дает значительный социальный эффект, укрепляет авторитет пропаганды.

Июньский Пленум подчеркнул, что вопросами идеологической работы должны постоянно заниматься первые секретари партийных комитетов. Это принципиальное положение. Там, где они глубоко вникают в эти вопросы, значительно повышается ответственность всех отделов партийных комитетов за идейно-воспитательную работу. Для нас очевидно, что никакая политическая деятельность невозможна без личного участия всех партийных кадров в деле воспитания. Вне прямого общения с массами, без умения привлекать к себе людей, без потребности в расширении своего теоретического кругозора нет и не может быть полноценного партийного работника.

Это имеет прямое отношение и к хозяйственным руководителям. Многие из них зарекомендовали себя как хорошие воспитатели, понимающие, сколь важно учитывать идеологические аспекты и последствия хозяйственно-организаторской практики. Взять, к примеру, знаменитую Магнитку. Здесь все руководители цехов и мастера окончили вечерний университет марксизма-ленинизма или учатся на одном из его факультетов. Руководители комбината встречаются с людьми в цехах, бригадах. Это позволяет оперативно решать возникающие вопросы, поддерживать атмосферу товарищества и взаимного доверия.

В жизни коллектива существенно все: организация труда и отдыха, распределение жилья, путевок и мест в детские учреждения, порядок в общежитиях и меню в столовых, характер взаимоотношений руководителей с подчиненными и т. п. Трудно переоценить воздействие правильного, справедливого решения этих вопросов на сознание, качество труда, общественное поведение человека и его настроение.

Положителен тот факт, что многие партийные комитеты стали смелее экспериментировать, создают атмосферу творческого поиска, находят действенные средства укрепления единства хозяйствования и воспитания. Это проявляется, например, в разработке и внедрении эффективных форм организаторской и массово-политической работы в условиях агропромышленных объединений.

Так, Благодарненский райком партии в Ставропольском крае совместно с РАПО обобщил и распространил опыт колхоза «Гигант», где уже в прошлом году все уборочные работы выполнялись методом бригадного подряда. В нынешнюю страду по этому методу в районе трудилось две трети уборочно-транспортных коллективов. 680 членов партии, участвовавших в уборке, было объединено в сорок временных партийных групп, что повысило влияние коммунистов на ход работ. Агитационно-пропагандистские звенья действовали на всех участках хлебного конвейера — от поля до элеватора. Ежедневно подводились итоги социалистического соревнования и оперативно доводились до всех подразделений агропромышленного комплекса. В закрома Родины засыпано 103 тысячи тонн зерна, на 120 процентов выполнен план трех лет пятилетки по продаже хлеба государству. Особенно ценно то, что эти результаты достигнуты в трудных погодных условиях.

Создание агропромышленных объединений требует уделить особое внимание формированию новых отношений между людьми, объединенными общей целью и ответственностью за конечные результаты. Это одна из насущных задач сельских райкомов партии в современных условиях.

Сегодня центр тяжести политико-воспитательной работы переносится в первичные трудовые ячейки — производственные бригады. Целесообразно создавать в них партийные, профсоюзные и комсомольские организации или группы, а в малочисленные — направлять парторганизаторов, как это делается на Украине, в Грузии. Одновременно следует улучшать координацию деятельности общественных организаций в трудовых коллективах, не допуская, чтобы они дублировали друг друга. Ведь можно, нисколько не умаляя при этом их роли и авторитета и без ущерба для дела, уменьшить число проводимых ими мероприятий, к тому же зачастую аналогичных. Каждая общественная организация должна выполнять свои функции, не беря на себя не свойственные ей задачи.

Вести воспитание широким фронтом, охватывая все сферы, в которых формируется личность, умело используя весь наш мощный информационно-пропагандистский арсенал,— такова установка Пленума.

Ведущая роль в этом принадлежит средствам массовой информации. Заметно стремление печати сделать материалы более глубокими, злободневными, разнообразить их формы, установить тесный контакт с читателем и главное — добиться большей действенности выступлений.

Пленум указал на необходимость значительного улучшения работы районных и городских газет. Есть хорошие примеры, когда они обстоятельно освещают местную жизнь, постоянно заботятся о повышении профессионального уровня публикуемых материалов. Так, выходящая в Плесецком районе Архангельской области газета «Строитель коммунизма» привлекает читателей тем, что, не копируя большеформатные издания, оперативно, лаконично, интересно подает местную информацию, умело сочетая ее с проблемными выступлениями, острыми критическими материалами, и регулярно сообщает о принятых мерах. В такую газету люди охотно обращаются со своими заботами и предложениями, рассказывают о своих делах. И когда читатель говорит «моя газета», это — показатель того, что она ведется умело, содержательно, с душой.

Надо закрепить и развить все положительное, что появилось в деятельности центральной и местной печати, прежде всего ценный опыт публикации материалов, идущих от жизни, от реальных проблем, волнующих людей.

Поменьше расплывчатых рассуждений, общих мест и безадресных призывов, побольше предметности, аналитичности, прямого обращения к читателю — в этом одно из важнейших требований Пленума к прессе.

Следует подчеркнуть особо, что идеологическая работа должна постоянно находиться в поле пристального внимания средств массовой информации и анализироваться так же систематически, заинтересованно и взыскательно, как и другие стороны многогранной деятельности партийных организаций.

Злободневная задача — повышать содержательность и оперативность информационных передач телевидения. В принятом недавно по этому вопросу постановлении ЦК КПСС определены конкретные меры. Введены утренняя информационная программа, дополнительные выпуски новостей в течение дня. Молодежи адресуется новая еженедельная телепередача контрпропагандистской направленности, а детям и подросткам — регулярная информационно-публицистическая передача.

Печать, радио и телевидение, издательства открывают доступ деятелям литературы и искусства к самой широкой аудитории. Поэтому надо крепить и развивать творческие связи редакционных коллективов с писателями, художниками, композиторами, работниками театра и кино на основе высокой партийной требовательности и профессиональной взыскательности, шире распространять практику социального заказа. У нас есть такой опыт, и он дает плодотворные результаты. Большая группа деятелей литературы и искусства в тесном содружестве с журналами и издательствами работает в настоящее время над наиболее актуальными темами. Героическая эпопея освоения космоса, выдающиеся трудовые свершения наших современников дают прекрасный материал для создания художественных и публицистических произведений огромного воспитательного значения.

Вся деятельность творческих союзов, соответствующих министерств и ведомств, их партийных организаций должна сегодня активнее влиять на идейную направленность работы театров и киностудий, журналов и издательств, чтобы исключить факты примиренчества в мировоззренческих вопросах, любых отступлений от исторической правды, субъективистских пристрастий в подходе к оценке художественных произведений. Работа с творческой интеллигенцией призвана способствовать решению важнейшей задачи литературы и искусства — созданию полнокровного образа героя нашего времени, способного глубоко запечатлеться в душах людей, послужить притягательным примером прежде всего для молодежи.

Пленум остро поставил вопрос об изменении стиля работы сети политического просвещения, массовой политической учебы, чтобы она по-настоящему помогала каждому трудящемуся глубже понимать политику партии, практически применять полученные знания. Внесены существенные коррективы в учебные программы. В целях дальнейшего повышения идейно-теоретического уровня пропаганды и агитации ЦК КПСС принял решение о создании Всесоюзного дома политического просвещения. Идеологические кадры ожидают от него серьезной научно-методической помощи, сообщения опыта пропагандистской работы, толковых рекомендаций по применению достижений психологии, педагогики и социологии в пропаганде.

Начало всех начал в воспитании — забота о подрастающем поколении. Июньский Пленум рассмотрел эту проблему в самом широком плане — от патриотического и интернационалистского воспитания молодежи до ее подготовки к общественно полезному труду. Этот большой разговор был продолжен на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии, на многих пленумах партийных комитетов.

Созданная сразу же после Пленума по решению Политбюро Комиссия разрабатывает предложения по подготовке реформы школы и системы профессионально-технического образования. В ее деятельности участвуют партийные работники, крупные ученые, опытные педагоги, руководители трудовых коллективов. В настоящее время прорабатываются различные варианты, внимательно сопоставляются точки зрения. В адрес Комиссии, в органы печати идет большой поток писем. Содержащиеся в них идеи, мнения самым тщательным образом анализируются, обобщаются и будут учтены. Готовящаяся реформа — вопрос большого социального значения, затрагивающий интересы всего общества.

В воспитательной работе с подрастающим поколением единственно верный путь — соединять учебу с производительным трудом, активнее вовлекать молодых людей в общественно-политическую жизнь, смелее доверять им все более ответственные дела, чтобы в горниле практики они быстрее мужали идейно и нравственно, приобретая высокие гражданские и профессиональные качества.

Партия придает первостепенное значение дальнейшему укреплению социалистических принципов во всех сферах жизни, изживанию всего, что идет вразрез с ними. Очевидно, что наличие негативных явлений нельзя объяснить только пережитками прошлого, силой инерции. И теоретически, и практически мы знаем, что такие явления возникают и вследствие причин, связанных с противоречиями и сложностями общественного развития, недостатками в хозяйственной и воспитательной работе. Это значит, что, ведя борьбу с антиподами нашего образа жизни, необходимо использовать все средства — социально-экономические, воспитательные, административно-правовые. Следует подчеркнуть, что преступные действия расхитителей народного добра, спекулянтов и взяточников непременно должны получать четкую классовую оценку, ибо речь идет о защите социалистической собственности, наших коренных устоев и норм. И в бескомпромиссной борьбе с любыми формами антисоциального поведения общественность должна опираться на силу закона, а закон — на силу общественности.

В соответствии с установкой Пленума — эффективнее противодействовать проникновению враждебной идеологии — в центре и на местах принимаются конкретные меры. Они предусматривают создание единой системы контрпропаганды в масштабах страны, начиная с трудового коллектива. Главное в ее работе — яркое раскрытие преимуществ советского образа жизни, глубокое, убедительное разоблачение прогнивших «ценностей» буржуазного сознания, конкретный анализ враждебной социализму пропаганды, разработка и координация упреждающих контрпропагандистских мер. Классовый противник идет на любые провокации, попирая общепринятые нормы права и морали, не гнушается самой оголтелой клеветой и ложью, разжигает махровый антисоветизм. В этих условиях необходимы высокая бдительность, энергичный отпор любым проискам идеологических диверсантов.

Какую бы идеологическую сферу мы ни взяли, ленинский стиль деятельности, умелая организация дела — основа успеха. Что больше всего мешает в организаторской работе? В первую очередь подмена содержательных вопросов канцелярскими, увлечение заседаниями и совещаниями, нерациональное распределение времени. Иным партийным организациям и работать-то некогда из-за обилия получаемых бумаг. Бывает так, что партком предприятия, стройки или совхоза получает ежегодно несколько сотен документов, запросов и предписаний.

Ясно, что только остановив поток справок, отчетов, отказавшись от слепой веры в силу бумаги, от нагромождения различных мероприятий и кампаний, можно по-настоящему посвятить время главному — работе с людьми. Так, Томский обком партии пошел на решительное сокращение числа запрашиваемых данных и отчетов с мест, областных совещаний с вызовом актива, что позволило работникам аппарата чаще бывать на местах, больше оказывать практической помощи первичным партийным организациям, райкомам и горкомам партии.

Совершенствование стиля идеологической, массово-политической работы — это прежде всего требовательный контроль за осуществлением директив партии, за исполнением принятых решений. В его основе лежит проверка реального состояния дел, анализ достигнутых результатов, а не только отчетности и формального качества документов. В противном случае неизбежны ошибки и опрометчивые оценки.

Недавно газета «Правда» привела такие факты. Бюро Иркутского обкома КПСС одобрило и рекомендовало для внедрения во всех трудовых коллективах области опыт Октябрьского района по идеологическому обеспечению соревнования под девизом «Ни одного отстающего рядом». А на деле каждое четвертое предприятие района не выполняет план. Черемховский райком партии отметил хорошую постановку экономической учебы на Восточно-Сибирском огнеупорном заводе, а он в течение нескольких лет срывает плановые задания по всем показателям.

Для этих случаев характерно, что оценка идеологической работы дана по внешней стороне дела. Такой подход, подход формальный, не может не вести к серьезным просчетам.

Следует отметить, что критика, прозвучавшая на Пленуме в адрес ряда партийных комитетов, была ими правильно воспринята и из нее делаются практические выводы. Но предстоит еще основательно потрудиться, чтобы устранить недостатки, существенно повысить уровень организаторской и идеологической деятельности.

Успех на любом участке партийной работы определяют кадры. Разносторонность и глубина познаний, политический опыт, моральный авторитет, энергичность и деловитость, пропагандистский и организаторский талант — основные требования, предъявляемые к идеологическим работникам.

В партии сложилась разветвленная система подготовки и периодической переподготовки идеологических кадров. Осуществляя дополнительные меры в этом направлении, ЦК КПСС принял решение о создании Всесоюзного института повышения квалификации работников печати.

Важно добиться того, чтобы содержание учебы партийного актива во всех ее формах было пронизано идеями Пленума, а изучение теоретических вопросов тесно увязывалось с осмыслением практического опыта, его анализом и обобщением. Необходимо повысить спрос с работников, прошедших переподготовку, добиваться максимального применения ими полученных знаний.

Вопросы идеологии и воспитания, конкретности в пропаганде и агитации, усиления идейного влияния на все стороны жизни занимают большое место в нынешней отчетно-выборной кампании в партии. Она проходит под знаком дальнейшего укрепления партийных рядов, развития внутрипартийной демократии, совершенствования организаторской и идеологической работы, форм и методов партийного руководства социально-экономическими процессами, под знаком дальнейшего повышения руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

IV

Новые идеи, тесно связанные с нашей сегодняшней действительностью, программные положения, определяющие направления работы по совершенствованию развитого социализма, вооружили партию и народ ясным представлением о ближайших и перспективных задачах. Мы стали знать больше, понимать явления глубже, видеть дальше.

Разумеется, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в материалах Пленума, не могут дать исчерпывающие ответы на все вопросы, которые ставит жизнь, практика. Эти обобщения освещают главные, узловые проблемы современного этапа общественного развития, дают их теоретическое решение, так сказать, крупным планом. Нужно, чтобы они одновременно стали и «точками роста» научных знаний в области обществоведения. Инициатива, смелый научный поиск, детальный анализ механизмов действия объективных законов, умение видеть явления во взаимосвязях, в противоречивом развитии, давать практике обоснованные рекомендации и надежные прогнозы — вот что сегодня требуется от обществоведов.

В настоящее время в научных учреждениях развертывается работа по реализации идей и установок Пленума. Предстоит осуществить решительный поворот всего обществоведения к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь. Важно поэтому, чтобы все обществоведческие научные учреждения, кафедры вузов, каждый коммунист, работающий в научно-исследовательском институте или учебном заведении, каждый ученый и преподаватель критически переосмыслили свою деятельность в свете решений Пленума и сделали для себя конкретные выводы.

Научный поиск может быть результативным только тогда, когда он прочно базируется на марксистско-ленинских мировоззренческих и методологических принципах, постоянно ориентируется на классовые критерии и служит более глубокому познанию и использованию социалистических методов хозяйствования и управления.

Роль мировоззрения и методологической дисциплины мысли возрастает и потому, что сейчас в единый поток исследований вовлекаются представители самых различных областей знаний, а не только сравнительно близких. Мы являемся свидетелями углубления взаимосвязей между общественными, естественными и техническими науками, все более широкого использования исследовательских методов естественных наук в обществоведении, роста интереса ученых-естествоиспытателей к мировоззренческим проблемам, к социальным и нравственным аспектам развития знания. Укрепление союза различных наук требует глубокого овладения марксистско-ленинской диалектико-материалистической методологией научного мышления — единственно надежным инструментом познания общества и природы.

Советский ученый — не узкий специалист, а человек с широкими общественными интересами и мировоззренческим кругозором, патриот и гражданин, рассматривающий свою работу как служение истине, благу народа, великим коммунистическим идеалам.

По мере совершенствования научного управления общественными процессами обретает новые формы и наполняется новым содержанием система связей теории с практикой. Связи эти развиваются и обогащаются в двух основных направлениях. С одной стороны, возрастает зависимость политической, хозяйственной и воспитательной деятельности от результатов научных исследований. Сейчас особенно нужны глубокие философские обобщения, точные экономические расчеты и прогнозы, верные социологические наблюдения. Нужны для того, чтобы действовать наверняка и с перспективой.

С другой стороны, растет значение для теоретической работы импульсов, идущих от различных областей общественной практики. На ключевых участках хозяйственного и культурного строительства сейчас проводятся важные эксперименты, накоплен опыт решения сложных экономических и социальных вопросов, научно-технических проблем, совершенствования управления и организации производства, стимулирования высокопроизводительного труда, укрепления дисциплины и улучшения воспитательной работы. Этот опыт, наполненный богатым жизненным содержанием, требует всестороннего научного осмысления и обобщения.

В то же время и практика должна быть чутка к науке, внимательно прислушиваться к ее выводам и советам. Все ценные научные результаты необходимо быстро вводить в практический оборот, целеустремленно использовать для повышения эффективности производства, экономической и воспитательной деятельности.

В этой связи необходимо затронуть и вопрос о взаимодействии науки и идеологической практики. На Пленуме говорилось об известной разобщенности научных и пропагандистских звеньев. Эту разобщенность надо решительно преодолевать. Только при таком условии можно добиться того, чтобы, как отметил товарищ Ю. В. Андропов, «человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения».

Общественные науки должны стать «горячим цехом» нашего идеологического комплекса, в котором не только куются знания, но и продумываются пути и методы превращения знаний в «непосредственные органы общественной практики, реального жизненного процесса». Эта двоякая роль обществоведения заложена в самом фундаменте нашей идеологии, научной не только по своему содержанию, но и по методам работы в массах. «…Сделать основой нашей агитации и пропаганды — анализ…»— такую задачу ставил Ленин.

Для практической работы в сфере пропаганды и воспитания важно знание не только сути социально-экономических процессов, но и особенностей, характера их преломления в общественном сознании и социальной психологии как общества в целом, так и отдельных групп и слоев населения. И здесь многое может дать целенаправленное и широкое развитие конкретно-социологических исследований.

Воспитательная деятельность — это тончайшая сфера формирования и развития личности. Поэтому даже ее удачный опыт, будучи изъятым из конкретной ситуации и помещенным в «гербарий» засушенных схем, зачастую утрачивает свою свежесть, жизненную убедительность, действенность. Эта специфика воспитания требует и соответствующего широкого социально-философского подхода к нему.

Принципы и понятия нашего мировоззрения и методологии Ленин рассматривал как «итог, сумму, вывод» всемирно-исторического опыта познания и преобразования мира, опыта целых эпох и борьбы общественных классов. Как органичнее связать большие понятия нашей науки с жизненным опытом отдельной личности, с ее повседневной практикой? На этот и подобные вопросы обязана отвечать общественная наука. Здесь есть над чем поработать и философам, и социологам, и педагогам, и психологам. К этому партия призывает кадры обществоведов.

Раскрывая внутреннюю взаимосвязь теоретических исследований и социальной практики, сливающихся вместе, «в одну работу», Ленин подчеркивал, что при всей «необходимости, важности и громадности» теоретической работы «на 1-ое место непременно становится всегда практическая работа пропаганды и агитации» по той причине, «что теоретическая работа дает только ответы на те запросы, которые предъявляет вторая». Теоретическая мысль, наши общественные науки призваны чутко реагировать на запросы пропаганды и воспитания, а задача органов пропаганды четко формулировать эти запросы, отказавшись от расплывчатой постановки «задач вообще», помогать концентрировать усилия обществоведов на самых актуальных практических проблемах.

Определенные шаги в этом направлении делаются. В настоящее время разрабатывается комплексный план научных исследований актуальных проблем идеологической, массово-политической работы на период до 1990 года. Он будет осуществляться Академией общественных наук и Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС совместно с научными учреждениями Академии наук СССР. Формируется объединенный совет «Научные основы идеологической, политико-воспитательной работы в условиях развитого социализма», который должен координировать все исследования по этой проблематике.

Заслуживает поддержки такая практика, когда обществоведы непосредственно привлекаются к разработке самых животрепещущих проблем, связанных с эффективностью пропаганды и воспитанием в целом, когда они получают от партийных комитетов конкретную целевую программу своей деятельности. Это позволяет кооперировать работу представителей различных научных дисциплин путем формирования комплексных исследовательских групп, ориентированных на разработку общей проблемы. Последнее тоже немаловажно, ибо организационные структуры наших обществоведческих институтов далеко не всегда обладают достаточной гибкостью, чтобы вовремя переориентироваться на новую проблематику.

Сказанное относится и к исследованию международных проблем. Действенность выступлений нашей пропаганды по актуальным вопросам современного мирового развития, аргументированное разоблачение реакционной сущности внешней и внутренней политики империализма, буржуазного образа жизни, убедительное опровержение вымыслов враждебной пропаганды требуют значительного повышения уровня научно-теоретических разработок этих проблем. А это также предполагает улучшение структуры и организации работы соответствующих научных учреждений.

Вся воспитательная и организаторская работа партийных организаций научных учреждений призвана способствовать созданию такой морально-психологической атмосферы, которая помогала бы смелой, инициативной постановке новых проблем, их творческому обсуждению и тем самым приращению научных знаний. Ученый-обществовед не должен чураться острых вопросов, обходить реальные коллизии и противоречия. Дело, разумеется, не в том, чтобы коллекционировать трудности и недостатки и видеть в этом «радикальность мышления» и «критичность подхода», а в том, чтобы исследовать их конкретные истоки и причины, определять наиболее эффективные пути их преодоления.

Весь дух Пленума требует вдумчивого анализа социальных явлений, новых серьезных обобщений, способных отвечать практическим потребностям хозяйственного строительства, развития общественных отношений, духовной жизни, повышения эффективности идейно-воспитательной работы. И эта главная задача нашей науки должна решаться энергично и настойчиво.

 

Наша ленинская партия завоевала невиданный авторитет как политический вождь советского народа и организатор его всемирно-исторических побед. Во всех своих свершениях она руководствуется великим учением Маркса — Энгельса — Ленина. «Мы, советские коммунисты,— подчеркнул товарищ Ю. В. Андропов,— гордимся своей принадлежностью к самому влиятельному идейному течению во всей истории мировой цивилизации — марксизму-ленинизму». И нет для коммуниста обязанности почетней, долга выше, чем нести в массы марксистско-ленинские идеи, раскрывать неразрывную связь политики партии с жизненными интересами людей труда, отдавать свои знания, энергию, опыт благородному делу воспитания нового человека.

 

Обратная связь