Опубликовано в книге: По пути совершенствования развитого социализма
ЗА ЛЕНИНСКИЙ СТИЛЬ В ПАРТИЙНОЙ РАБОТЕ
Из доклада
на Всесоюзном совещании
партийных работников
26 мая 1980 года
Товарищи!
Предыдущие всесоюзные совещания партийных работников проводились накануне съездов партии или вскоре после них. В этом есть своя закономерность и глубокий смысл: каждое из совещаний становилось важной вехой в определении и конкретизации задач, стоящих перед партийными работниками, отражало новую ступень как в работе с документами, так и по другим вопросам, с которыми приходится соприкасаться партийному аппарату в практической деятельности. В этом смысле и сегодняшнее наше совещание не является исключением.
Сейчас у нас главный вопрос — это подготовка к очередному, XXVI съезду КПСС. Именно с позиций подготовки к съезду сейчас должны измеряться все количественные и качественные стороны нашей работы, все мероприятия, которые будут проводиться в ближайшее время, каждое выступление партийного работника в печати, на собрании, пленуме или конференции. Вся жизнь первичных партийных организаций должна быть подчинена главному — с чем каждая из них, каждый трудовой коллектив, каждый коммунист придет к съезду, какой конкретный вклад внесет в общее дело партии.
Наша партия, следуя ленинским традициям, приносит на очередной свой съезд «проверенный, переработанный, подытоженный практический опыт». Коллективно выработанные решения предстоящего съезда осветят нам путь в восьмое десятилетие, определят новые рубежи в дальнейшем укреплении экономики развитого социализма и повышении благосостояния советских людей, вооружат нашу партию и народ величественной программой созидания на одиннадцатую пятилетку.
Товарищи!
Многие из присутствующих здесь помнят, что на первых всесоюзных совещаниях партийных работников, которые проводятся Центральным Комитетом с 1966 года, круг обсуждаемых проблем сводился в основном к наведению порядка в партийном хозяйстве, поиску единых требований в организации работы партийного аппарата, предложениям по разработке соответствующих правил и нормативных актов и т. д.
Сейчас мы рассматриваем более сложные задачи и подводим итоги более крупных мероприятий, которые проводятся в местных партийных организациях. Теперь мы знаем, какие потенциальные возможности, какие резервы были не использованы нами раньше и какой эффект дает разумное использование этих резервов. Думаю, что все присутствующие (и наши ветераны, и товарищи, начинающие работать в партийном аппарате) в полной мере представляют огромные перемены, происшедшие на этом важном участке партийной работы.
Сегодняшнее совещание — это третья встреча работников отделов партийных органов после XXV съезда партии. Так круто изменить содержание нашей работы и отношение к ней стало возможным потому, что на предыдущих совещаниях дважды за последние годы выступал Генеральный секретарь Центрального Комитета партии Л. И. Брежнев. ЦК КПСС принял целый ряд постановлений по вопросам работы аппарата. Именно такое внимательное отношение со стороны Политбюро и Секретариата Центрального Комитета партии дало возможность нам сравнительно быстро повысить уровень всей работы отделов, навести должный порядок в партийном хозяйстве. А это, в свою очередь, сказалось на общем улучшении внутрипартийной работы.
Разрешите мне от вашего имени выразить искреннюю благодарность Центральному Комитету партии, Политбюро ЦК за их постоянную и неустанную заботу и помощь в нашей работе.
Товарищи! Оглядываясь сегодня на пройденное, видишь, насколько динамичными, напряженными, полными важнейших и впечатляющих событий были четыре с лишним года, прошедшие после XXV съезда КПСС.
Недавно мы отметили две важнейшие исторические даты, празднование которых вылилось в мощную демонстрацию идейно-политической, интернациональной сплоченности советского народа, его верности идеалам коммунизма. Это 110-я годовщина со дня рождения В. И. Ленина и 35-летие со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Чем дальше уходит время от тех дней, когда жил и творил В. И. Ленин, тем значительнее становятся его образ, его роль в истории человечества. Нет таких вопросов современной общественной жизни, которых бы не коснулась пытливая ленинская мысль. Нет ни одного участка государственного, партийного строительства, который бы не испытал на себе благотворное воздействие ленинизма.
Взять, например, работу партийного и государственного аппарата, вопросы управления. Если мы хотим глубоко и всесторонне познать эти проблемы, то мы должны обязательно прийти к Ленину. В его трудах, огромном теоретическом наследии находим мы ответы на все животрепещущие вопросы. Они питают стратегию и тактику нашей партии. В них заложены основы всех наших достижений в партийном и государственном строительстве.
Тридцать пять лет народы нашей страны заняты созидательным трудом в мирных условиях. В наш бурный и динамичный век — это, товарищи, величайшее благо. Этим мы обязаны самоотверженному труду советского народа, неутомимой и целеустремленной деятельности нашей славной Коммунистической партии, ее ленинскому Центральному Комитету. И как бы ни были сложны и противоречивы пути развития международной жизни, каким бы испытаниям ни подвергался курс на разрядку, наша партия твердо и уверенно отстаивает дело мира, ведет бескомпромиссную, решительную борьбу против новых поджигателей войны.
Время требует от всех партийных работников собранности, подтянутости во всех наших делах, строгой дисциплины, мобилизации имеющихся резервов. Мы обязаны всемерно крепить экономическое и оборонное могущество нашей страны, проявлять высокую бдительность и организованность.
Завершающий год десятой пятилетки открыл собой новое десятилетие — 80-е годы. Советские люди в истекший период добились новых высот в развитии экономики, науки и культуры. Но нам чужда самоуспокоенность. Мы твердо помним ленинский завет: не обольщаться достигнутым, идти непременно дальше, добиваться непременно большего.
Ноябрьский (1979 года) Пленум ЦК КПСС с принципиальных и критических позиций обсудил результаты развития народного хозяйства. С большевистской прямотой говорилось о недостатках, о дисциплине, об ответственности каждого за порученное дело. Этот Пленум явился важным этапом в развитии внутренней политики партии, в подходе к решению актуальных проблем. Его духом, идеями живут вся партия, весь советский народ.
Товарищи! Все свои победы и достижения советский народ неразрывно связывает с целеустремленной и многогранной деятельностью Коммунистической партии. Монолитное единство партии и народа, готовность советских людей выполнить все поставленные ею задачи — лучшее доказательство того, что политика партии является верной, ее генеральная линия — правильной.
За период после XXV съезда партия еще более выросла, возросла ее руководящая и направляющая роль, боеспособнее стали все ее звенья, активнее и инициативнее стали коммунисты. Партия окрепла, закалилась в борьбе за осуществление решений съезда, обогатилась опытом научного руководства обществом. В партии создана благоприятная морально-политическая и деловая обстановка. Огромная роль принадлежит в этом Центральному Комитету, его Политбюро.
Динамизм нашего общества, растущая масштабность коммунистического строительства диктуют необходимость повышения уровня партийного руководства. Прочной основой улучшения всей организаторской и политической деятельности партийных организаций является последовательное утверждение ленинского стиля работы.
Неуклонно следовать ленинскому стилю работы — это значит относиться ко всему делу руководства и управления прежде всего как к науке и искусству, которыми надо овладевать постоянно, всесторонне и досконально.
В. И. Ленин подчеркивал, что немыслимо успешно строить новую жизнь «без компетентности, управлять без полного знания, без знания науки управления». Эти ленинские положения и в наши дни сохраняют свою актуальность.
Партийная работа — творческое дело. Она заключает в себе представление о труде как о высоком долге перед партией и народом, перед обществом. В повседневной, будничной работе мы редко задумываемся над тем, что партийный работник посвящает борьбе за коммунистические идеалы не только свое рабочее время, но и всю свою жизнь. Истинное призвание, долг партийного работника — это служение народу.
Л. И. Брежнев на встрече с избирателями Бауманского округа столицы говорил: «Без неуклонного выполнения этого долга, без умения связать прочным приводным ремнем слова и дела нет и не может быть настоящего партийного и советского работника. Большое трудолюбие и дисциплина, требовательность к себе и неподкупная честность — вот основа его доброй репутации. И эту репутацию надо подтверждать всю жизнь и всей жизнью.
Авторитет работника, какой бы пост он ни занимал, не приходит извне. Он завоевывается личными усилиями, каждодневным трудом, реальными делами».
Эти слова звучат, товарищи, как наказ каждому партийному работнику, облеченному высоким доверием партии и народа.
Последовательная реализация намеченной XXV съездом партии программы позволила поднять на качественно новую ступень деятельность партийного и государственного аппарата, всю систему управления советским обществом. Возрастание руководящей роли партии органически связано с творческим развитием ленинского стиля работы. Идеи и установки XXV съезда, решения последующих пленумов ЦК, доклады и выступления Л. И. Брежнева обогатили внутреннюю жизнь партийных организаций, внесли много нового в стиль, формы и методы работы партийного аппарата. Сегодня сильнее, чем когда-либо прежде, в партийной работе ощущается дух творчества, строгой взыскательности, высокой организованности и деловитости.
Сегодня от партийного работника требуется не только умение дать толковое указание, что делать, но и разъяснить, показать, как конкретно вести дело, каковы наиболее близкие пути к решению того или иного вопроса.
За период после съезда дальнейшее развитие получили ленинские традиции в деятельности партийного аппарата. Его работа в современных условиях характеризуется многогранностью, разнообразием форм, богатством содержания.
Центральный Комитет КПСС в последние годы осуществил целый комплекс мер, которые обеспечили повышение организованности, дисциплины, культуры в работе аппарата, способствовали усилению его влияния на деятельность партийных организаций.
Например, в постановлениях ЦК КПСС, принятых после XXV съезда по отчетам ЦК Компартий Грузии, Киргизии, Туркменистана, Краснодарского крайкома, Башкирского, Карагандинского и Удмуртского обкомов партии, самое пристальное внимание было уделено стилю, формам и методам работы аппарата, ее эффективности.
Центральный Комитет партии принял ряд мер по организационному укреплению партийного аппарата на местах. Созданы новые партийные комитеты, образованы некоторые отделы и секторы в ряде ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, укреплены горкомы и райкомы партии.
Значительно улучшилось информирование партийных комитетов как по вопросам партийной жизни, так и по международным проблемам.
Заметно возросло техническое оснащение партийного аппарата. С одной стороны, это позволило сократить непроизводительные затраты времени, повысить оперативность прохождения партийных документов, с другой — значительно улучшить культуру и качество работы аппарата.
Словом, товарищи, партийному аппарату за последние годы созданы необходимые условия для эффективной и плодотворной деятельности. В результате этого произошли положительные изменения в содержании, формах и методах его работы. Характерными стали творческий подход к решению сложных проблем общественно-политической жизни, четкость, слаженность и организованность.
Работников партийного аппарата сегодня отличают преданность своему делу, заинтересованное, я бы сказал, ревностное отношение к выполнению своих обязанностей, высокая принципиальность и требовательность.
Остановлюсь на некоторых направлениях нашей работы.
Первый вопрос. Одно из важнейших завещаний В. И. Ленина нашей партии — внимательное отношение к вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров. И это ленинское требование всегда было и остается на первом плане во всей деятельности партии.
XXV съезд КПСС большое внимание уделил вопросам усиления работы с кадрами, особенно их воспитания. За прошедший период проделана значительная работа в этом направлении. Проводя в жизнь установку XXV съезда о необходимости совершенствования подготовки и переподготовки кадров, Центральный Комитет КПСС создал единое, качественно новое учебное заведение — Академию общественных наук при ЦК КПСС, а в ней — Институт повышения квалификации руководящих партийных и советских кадров, в котором уже прошли обучение работники многих подразделений партийного и государственного аппарата.
На более высокий уровень поднята организация учебы партийных работников и актива на местах. После съезда на курсах при высших партийных школах, а также при ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах партии прошли подготовку около 200 тысяч человек.
Уровень партийной работы в современных условиях требует от нас более внимательного отношения к воспитанию кадров. Нужно так организовать эту работу, чтобы партийные работники не отставали от жизни, не пытались решать вопросы вслепую, по старинке. Для этого необходимы их систематическое инструктирование, проверка и практическая помощь в работе.
Сейчас на местах создана система курсов, проводятся семинары и инструктивные совещания по различным вопросам. Это — положительное явление. Такие мероприятия нужны, они под силу каждому райкому, горкому, обкому партии. Необходимо повышать деловую квалификацию, расширять кругозор, постоянно овладевать политическими и научными знаниями.
В современных условиях решение каждодневных вопросов партийной работы требует все более глубокого подхода. Такой подход предполагает систематическую и последовательную учебу кадров, постоянное изучение ленинского теоретического наследия, практики коммунистического строительства, осмысления накопленного опыта. Чтобы успешно выполнять порученное дело, быть на уровне современных требований, каждый работник аппарата обязан обладать острым политическим чутьем, уметь быстро ориентироваться в постоянно возникающих вопросах.
Сегодня особый смысл приобретает творческий подход к делу. Он предполагает умение вовремя заменить устаревшее новым, отвечающим духу времени и возросшим задачам, внедрить рациональное, проверенное и подсказанное опытом.
Следует отметить, что некоторые партийные работники, побывав на семинарах или совещаниях, познакомившись с интересным опытом, в последующем слабо внедряют лучшие приемы в работе в силу бытующего объяснения: а мы так привыкли, мы так делали всегда. Другие считают, что положительный опыт, применяемый в других организациях, им не подходит. Третьи ждут дополнительных указаний, инструкций или специального решения по этому вопросу.
Забота о внедрении положительного опыта не может и не должна сводиться к пассивному ожиданию, когда появится тот или иной готовый образец. Задача состоит в том, чтобы мы настойчиво, целеустремленно искали и создавали положительные образцы на всех участках нашей деятельности.
Второй вопрос. Вполне закономерным итогом повышения уровня партийного руководства явилось улучшение работы с документами в самом широком смысле этого слова. Я не ошибусь, если скажу, что сейчас в большинстве партийных комитетов эта работа рассматривается как неотъемлемая составная часть всей их организаторской деятельности, активно влияет на совершенствование стиля работы партийного аппарата.
Закономерным является и то, что сложившаяся сейчас система работы с документами творчески развивается во всех звеньях партии. Эти проблемы систематически рассматриваются на заседаниях бюро и секретариатов, обсуждаются на научно-практических конференциях. После зональных совещаний, проведенных в 1978 году, почти половина обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, многие горкомы и райкомы партии внесли изменения и дополнения в регламент работы аппарата, направленные на повышение качества работы с документами.
Жизнь подтверждает положение, что улучшение работы с документами существенно влияет на укрепление партийной и государственной дисциплины, повышение ответственности кадров, искоренение излишней заседательской суеты, бумаготворчества.
Среди многих направлений работы с документами одним из главных является вопрос подготовки партийных решений. Об этом мы подробно говорили на предыдущих совещаниях. Но с течением времени по мере усложнения стоящих задач этот участок приобретает все большую актуальность. В данном случае мне хотелось бы обратить ваше внимание на авторитет партийных решений, на их длительную жизнедеятельность.
Известно, с каким вниманием Владимир Ильич Ленин относился к подготовке партийных документов, к их содержанию, четкому и правильному оформлению. Наша партия неустанно следует ленинским заветам — всемерно поднимать авторитет партийных решений.
Ярким образцом для нас служат документы, принимаемые Центральным Комитетом нашей партии. В каждом из них — действительно научный, диалектический анализ фактов и явлений общественной жизни, опыт партийных органов, первичных партийных организаций. Постановления ЦК КПСС вооружают партию и народ ясной и четкой программой действия.
Так, после XXV съезда КПСС проблемы, поднятые съездом, были последовательно рассмотрены Политбюро и Секретариатом ЦК КПСС в плане практического их решения. В постановлениях ЦК предусматриваются сроки выполнения той или иной задачи, источники обеспечения, конкретные исполнители и т. д. Таким образом, выдвинутые съездом проблемы как бы накладывались на практические дела и воплощались в жизнь.
Все документы, вносимые на рассмотрение Политбюро и Секретариата ЦК, тщательно прорабатываются в отделах ЦК, а также согласовываются при необходимости с министерствами и ведомствами. Подготовка некоторых постановлений, имеющих принципиальное значение, возлагается на комиссии, состав которых утверждается Политбюро или Секретариатом ЦК. Все это предопределяет высокий авторитет и политическую значимость решений Центрального Комитета партии.
Однако далеко не везде и не всегда столь требовательно и принципиально подходят к подготовке партийных решений. Приходится вновь говорить, что некоторые постановления появляются в спешном порядке, механически переписываются из документов вышестоящих органов партии, слабо аргументированы, грешат абстрактностью, неконкретностью.
Поневоле задумываешься: не потому ли живучи обтекаемые формулировки, что они удобны как для их создателей (легче подготовить документ), так и для исполнителей (можно отчитаться общими фразами).
В свое время в одной из записок В. И. Ленин предлагал за лучший проект постановления выдавать премию, выплачивая ее после годичного испытания успехов сего постановления, притом в процентах успеха: сто процентов успеха — сто процентов премии, один процент успеха — один процент премии. Как вы видите, Владимир Ильич со свойственной ему образностью связывал качество подготовки документов с эффективностью их воздействия, с их жизненностью.
Уже не раз говорилось о нецелесообразности принятия большого количества постановлений. Но на практике эта проблема далеко не везде решена.
В постановлениях ряда партийных комитетов излишне часто содержатся требования к первичным партийным организациям в обязательном порядке разработать те или иные мероприятия, обсудить на партийных собраниях, представить подробную информацию о проделанной работе. Неоправданная регламентация подчас не позволяет партийным организациям правильно сориентироваться в многочисленном потоке поступающих постановлений, выбрать оптимальный и эффективный способ их выполнения, найти главный вопрос. Это во многом снижает воздействие партийных решений и их авторитет.
Выражением диалектической взаимосвязи внутрипартийной демократии и дисциплины является сочетание коллективности руководства с персональной ответственностью и распорядительностью. Понятия эти неотделимы друг от друга. В. И. Ленин указывал: «…как коллегиальность необходима для обсуждения основных вопросов, так необходима и единоличная ответственность и единоличное распорядительство, чтобы не было волокиты, чтобы нельзя было уклоняться от ответственности».
Знакомясь с документами Центрального Комитета партии последних лет, вы, по-видимому, обратили внимание на одну существенную деталь. В них наряду с наименованиями организаций, министерств и ведомств указываются фамилии руководителей, тех, кто несет персональную ответственность за реализацию поставленных задач. Такой подход становится все более характерным и для местных партийных организаций. И это правильно.
Как известно, В. И. Ленин учил не заседать без нужды и не растворять «в море безбрежной коллегиальности» решение дел очевидных, где достаточно воли и ответственности одного лица. К сожалению, эти требования не везде выполняются. Есть еще немало случаев, когда отдельные работники, вместо того чтобы самостоятельно решить тот или иной вопрос, вносят его в бюро или секретариат. Тем самым как бы пытаются переложить ответственность на коллегиальный орган, прикрыть свою нераспорядительность постановлением партийного комитета.
Такая практика нередко является и причиной того, что некоторые партийные комитеты планируют на заседание один-два вопроса, а фактически рассматривают в несколько раз больше.
Успех партийного руководства обеспечивается тогда, когда правильно выработанная программа действий умножается на то, что В. И. Ленин определял как «умение вести дело». Максимум деловитости, конкретности, оперативности, меньше общих фраз, ничего не дающих ни уму, ни сердцу, меньше прописных истин — так сегодня ставится вопрос перед каждым партийным работником.
Наша партия рассматривает деловитость прежде всего как четкий, высокоорганизованный процесс работы, при котором каждый работник аппарата хорошо знает свое дело, действует без суеты и спешки, планомерно и обдуманно.
ЦК КПСС последовательно добивается, чтобы высокая деловитость, практичность были присущи всем партийным органам.
Во многих партийных комитетах упорядочено проведение различного рода заседаний, совещаний. Установлено время их проведения, порядок вызова на них партийных, советских и хозяйственных работников. Вы помните, что эти вопросы и пути их решения мы обсуждали на предыдущих совещаниях. Сейчас многие партийные комитеты составляют единые календарные планы мероприятий партийных, советских и других организаций, регулируют сроки их проведения, состав приглашенных и т. д. Правда, это делается не везде. Не везде создана обстановка высокой требовательности. Иногда, наметив хорошие мероприятия, утвердив графики, определив сроки и т. д., работники аппарата в них не заглядывают и не контролируют. Получается, что планы существуют сами по себе, а работа идет сама по себе.
О деятельности аппарата судят еще порой по числу подготовленных вопросов и проведенных совещаний. Иногда бывает так: смотрят товарищи из вышестоящего органа поступающую к ним информацию и берут на карандаш — отреагировали на местах на то или иное постановление или нет. Если нет, то рекомендуют обсудить. А некоторые местные работники чутко улавливают такой подход и для страховки, на всякий случай «реагируют», причем не конкретным делом, а бумагой. Вот и стараются некоторые партийные комитеты обзавестись постановлениями на все случаи жизни.
Нельзя считать нормальным, когда так называемые текущие дела подолгу удерживают работников аппарата за письменными столами, возле телефонов, «не пускают» их в партийные организации.
Анализ показывает, что инструкторы некоторых партийных комитетов добрых три четверти рабочего времени заняты написанием различных документов, телефонными разговорами, подготовкой совещаний и заседаний. На работу же в партийных организациях и инструктирование актива остается всего несколько дней в месяц. Думается, что, если бы эти работники выехали на места, в партийные организации, они принесли бы больше пользы.
Леонид Ильич Брежнев в книге «Целина» так говорил по этому поводу: «Одного «кабинетного» руководства мало, надо постоянно общаться с народом, выезжать на места, видеть своими глазами и успехи, и возникающие трудности, а когда есть нужда, оперативно вмешиваться». Именно из этого, товарищи, и надо исходить в нашей практической работе.
Третий вопрос, на который я хотел обратить ваше внимание. Характерной особенностью деятельности Центрального Комитета КПСС за период после XXV съезда партии явилось дальнейшее усиление и совершенствование работы по контролю и проверке исполнения. Эти вопросы остро и по-деловому ставились на пленумах ЦК КПСС.
С принятием новой Конституции СССР в стране осуществляются меры по совершенствованию всей системы контрольной работы.
По данному вопросу принят ряд известных вам важных постановлений ЦК. На заседаниях Политбюро и Секретариата увеличилось количество вопросов, рассмотренных в порядке контроля за выполнением директив партии. Возросла роль отделов ЦК в организации проверки исполнения. Эти вопросы стали чаще изучаться с выездом на места, в отделах регулярно заслушиваются отчеты руководителей партийных, советских и хозяйственных органов.
Подход к организации этого важного дела стал более комплексным, претерпели изменения как формы контроля, так и содержание этой работы. Контроль приобрел подлинно ленинское, партийное звучание. Он превратился в одно из эффективных средств проведения в жизнь политики партии, совершенствования деятельности партийных и государственных органов, могучее средство воспитания кадров.
Усиление внимания ЦК КПСС к вопросам контроля положительно сказалось и на улучшении этой работы в местных партийных организациях.
Думается, что накопленный за последние годы богатый поучительный опыт требует, с одной стороны, своего теоретического осмысления и разработки, с другой — обобщения лучшей практики и выработки рекомендаций по организации контроля в различных звеньях партийного и государственного аппарата.
Жизнь все более настоятельно диктует необходимость дальнейшего развития и совершенствования контроля во всех областях общественной и производственной деятельности. Как указывалось на ноябрьском (1979 года) Пленуме ЦК КПСС, «задачи, которые стоят перед нами, требуют, в частности, усилить, ужесточить контроль за выполнением плановых заданий, принятых решений».
Партия рассматривает контроль и проверку исполнения не как чрезвычайную меру, а как составную часть повседневной организаторской работы любого звена партийного аппарата. В условиях значительно возросших задач и масштабов нашей деятельности всякая неисполнительность оборачивается для общества неизмеримо большим ущербом как в материальном, так и в нравственном отношении. Требования ноябрьского (1979 года) Пленума ЦК КПСС об усилении, ужесточении контроля направлены своим острием против легковесного отношения к выполнению принятых решений, безответственности и формализма.
В практике еще немало примеров, когда партийные комитеты, министерства и ведомства принимают множество решений по одним и тем же вопросам, но не организуют активной работы по их выполнению, не добиваются реального улучшения дела.
В ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О состоянии контроля и проверки исполнения в Министерстве нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР». Как показало изучение, серьезные недостатки в развитии данной отрасли в текущем пятилетии являются в первую очередь результатом существенных упущений в организации и управлении производством, слабой эффективности контроля за выполнением директив партии и правительства, низкого уровня исполнительской дисциплины.
Вместо глубокого анализа состояния исполнительской дисциплины, принятия действенных мер по реализации решений директивных органов и собственных постановлений руководители министерства, его коллегия зачастую выносят повторные приказы и решения, дают новые поручения, а виновные в срыве установленных заданий остаются безнаказанными. Не устраняются первопричины тех недостатков, которые мешают успешно решать вопросы.
Контроль по-настоящему эффективен там, где проверки проводятся не от случая к случаю, а систематически и целенаправленно. Проверить исполнение решений — это прежде всего «докопаться» до сути, бережно, по крупицам собрать все положительное, поддержать у людей атмосферу уверенности, деловое, творческое настроение. Между тем контроль иногда сводится к регистрации упущений, промахов, к сбору отдельных фактов.
Некоторые партийные комитеты однозначно, я бы сказал, упрощенно понимают свою задачу усилить контроль. Крен в таких случаях делается на запрос из нижестоящих организаций многочисленных письменных отчетов и информаций. Немалая часть постановлений снимается с контроля без проверки фактического исполнения на местах.
Известная формулировка «в основном выполнено» служит часто основанием для списания документа в архив, хотя уверенности в полном и точном исполнении постановлений нет.
Вот и получается, что вроде и картотеки по контролю есть, и учет ведется, и документы с контроля регулярно снимаются, но положение дел не меняется. Значит, дело не только в форме и не столько в форме, сколько именно в содержании, целенаправленном решении вопросов.
В связи с этим хотелось бы обратить ваше внимание на следующее. Нередко, когда заходит речь об усилении работы на том или ином участке, выдвигаются вопросы об увеличении штатов. Но давайте по-серьезному, по-хозяйски оглянемся вокруг себя — все ли резервы мы в полной мере используем.
Почему бы время от времени не посмотреть на то, как используются работники отраслевых управлений и отделов исполкомов, насколько эффективна их работа. Не заняты ли они попросту сбором сводок, нужных и ненужных? Многие из этих работников, а это, как правило, высококвалифицированные специалисты, могли бы оказать партийным комитетам помощь в осуществлении контроля за выполнением решений. Одновременно можно было бы и познакомиться поближе с теми кадрами, которые у нас есть в советских органах.
С другой стороны, если бы нам удалось, а к этому надо всегда стремиться, сократить поток необязательных бумаг, снизить уровень бумаготворчества, это был бы весомый вклад в совершенствование работы аппарата. Эти меры помогли бы высвободить большое количество времени у руководителей, что дало бы им дополнительную возможность чаще бывать на местах, глубже работать над важными документами и перспективными вопросами.
Хотелось бы особо подчеркнуть необходимость координации работы по контролю и проверке исполнения. В условиях развитого социализма, когда дальнейшее развитие получает социалистическая демократия, советские люди все шире вовлекаются в управление делами общества, активно участвуют в том всеобщем учете и контроле, который В. И. Ленин называл одной из основ общественной жизни при социализме.
Всегда ли с максимальной эффективностью используются эти поистине огромные возможности, порожденные инициативой и творчеством масс? К сожалению, не везде и не всегда. Несогласованность в работе контролирующих органов приводит порой к многократным проверкам одних и тех же организаций, порождает бумаготворчество, одностороннее освещение деятельности трудовых коллективов, их руководителей, отрывает специалистов от конкретной работы. Польза от таких проверок, как правило, небольшая.
Многие партийные комитеты стремятся упорядочить эту работу, координировать и направлять все виды массового контроля. Это позволяет повысить его эффективность, поднять ответственность кадров за выполнение государственных планов и социалистических обязательств, принимаемых решений.
Вопрос четвертый. Хотелось бы, товарищи, остановиться на некоторых сторонах работы партийных органов в связи с курсом партии на комплексное решение назревших проблем управления экономикой.
Как известно, в соответствии с установками XXV съезда партии Центральный Комитет КПСС принял постановление о дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР разработали также крупные мероприятия по улучшению планирования.
Партия рассматривает перестройку управления экономикой не только как крупную хозяйственную, но и политическую задачу. А следовательно, каждый партийный комитет, каждая партийная организация должны обеспечить проведение в жизнь разработанных мероприятий.
Последовательно утверждая партийный стиль работы во всех звеньях народного хозяйства, нам необходимо четко разграничивать функции партийных, государственных и хозяйственных органов. Это ленинское требование остается незыблемым в условиях развитого социализма. Сейчас оно приобретает особое звучание, так как отражает возросшую роль партийных комитетов прежде всего как органов политического руководства. «Задача заключается в том, чтобы правильно сочетать партийную работу с хозяйственным руководством. Это — искусство. И этому искусству в партийной работе надо учиться…»
Надо прямо сказать, что этим искусством овладели еще не все партийные кадры. Встречается немало фактов администрирования, прямого вмешательства в оперативную и распорядительную деятельность аппарата управления советских и хозяйственных органов.
На заседания бюро и секретариатов партийных комитетов нередко выносятся такие вопросы, которые целесообразнее обсуждать советским органам. При рассмотрении отчетов хозяйственных руководителей часто упор делается лишь на сугубо производственные вопросы. Конечно, партийный комитет вправе их обсуждать. Все дело в том, с каких позиций проходит это обсуждение, на чем сосредоточивается внимание.
Ведь во многих случаях причиной хронического отставания, срыва планов являются недостаточная личная ответственность коммунистов-руководителей, низкая дисциплина, неумение организовать работу коллектива. И эти вопросы — вопросы стиля работы, имеющие самое прямое отношение к судьбе производственных планов,— зачастую не получают партийной оценки.
В адрес партийных органов идет большой поток писем, телеграмм и просьб об оказании помощи. «Просигнализировать», разумеется, легче, чем самому решать вопросы, порой действительно сложные, требующие немалой инициативы, предприимчивости.
ЦК КПСС постоянно указывает на необходимость повышения ответственности руководителей за порученное дело. Если текущие хозяйственные вопросы будут качественно и оперативно рассматриваться и решаться соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и организациями, тогда сократится и ненужная переписка.
А если добавить к этому, сколько специалистов разъезжает по всей стране и «проталкивает» тот или иной вопрос?! Все это приводит, с одной стороны, к большим ненужным расходам, а с другой — порождает порочный стиль деятельности тех или иных организаций.
И не всегда тому причиной объективные трудности, на которые принято ссылаться в таких случаях. В этом усматривается прежде всего попытка руководителей переложить ответственность за решение текущих хозяйственных дел на партийные органы, а также перестраховаться за возможные срывы в работе, скрыть свое неумение хозяйствовать эффективно.
Там, где забывают о борьбе с этим злом, там неизбежно дают себя знать бумаготворчество, формализм. Не потому ли порождается ведомственная разобщенность, несогласованность в работе ряда отраслей, допускаются изъяны в планировании, материально-техническом обеспечении?
У нас живуч еще бюрократизм в отдельных его неприглядных проявлениях. Современный бюрократ никогда не берет на себя ответственность, не ищет новых и смелых решений, во всех случаях жизни прикрывается инструкциями, приказами, распоряжениями сверху. Заботясь о своем благополучии, он не остановится перед корректировкой плана, приписками, прямым обманом государства и т. д.
В. И. Ленин указывал: «Борьба с таким злом может быть успешной лишь при громадной настойчивости в течение долгого ряда лет. Поэтому не приходить в отчаяние, а начинать работу снова и снова, возобновлять прерванное, испытывать разнообразные способы достижения цели».
Партия считает необходимым вести борьбу с бюрократизмом всеми мерами — и организационными, и административными, и воспитательными.
Оказывая повседневное внимание совершенствованию работы аппарата советских и хозяйственных органов, в то же время надо внимательно проанализировать и практику работы партийных комитетов. Не секрет, что работники отделов нередко берут на себя функции хозяйственных руководителей, ведут обширную переписку по вопросам материально-технического снабжения, отгрузки и поставки продукции, сырья и т. д. И не случайно поэтому нередко упускаются из виду крупные экономические и социальные проблемы, перспективы развития, вопросы воспитания кадров, деятельности партийных организаций. Отдельные партийные работники постепенно свыкаются с таким стилем работы, более того, считают это вполне нормальным явлением.
Уместно вспомнить слова В. И. Ленина в этой связи: «Коммунисты у нас до сих пор еще мало умеют понять свою настоящую задачу управления: не «самим» стараться «все» делать, надрываясь и не успевая, берясь за 20 дел и не кончая ни одного, а проверять работу десятков и сотен помощников, налаживать проверку их работы снизу…»
Система мер, намеченных ЦК КПСС и Советским правительством по перестройке хозяйственного механизма, требует коренного улучшения стиля работы аппарата управления, повышения ответственности кадров, неуклонного укрепления дисциплины на всех уровнях. Все это в то же время должно поднять роль и ответственность партийного аппарата, способствовать углублению его влияния на конкретных участках экономического, социального и культурного строительства.
Следующий, пятый вопрос. Говоря о стиле партийной работы, нельзя не подчеркнуть то особое значение, которое имеют тесные и неразрывные связи партии с массами. Именно эти связи, их всестороннее укрепление составляют сердцевину ленинского стиля руководства.
Это закономерно. Ведь наша партия существует для народа и в служении народу видит весь смысл своей деятельности. Она проявляет неустанную заботу о расширении и углублении социалистической демократии, о наиболее полном развертывании созидательного потенциала масс — решающей силы и подлинного творца истории. Иными словами, сам характер Коммунистической партии, ее цели и задачи, принципы жизни и деятельности предопределяют глубочайший демократизм стиля партийной работы.
Наша партия располагает богатым арсеналом испытанных временем форм живой и эффективной связи с массами.
К числу важнейших форм этой связи мы по праву относим письма и устные обращения трудящихся в партийные органы. Это — один из наиболее доверительных, а потому и наиболее ценных источников информации о «человеческих проблемах», о положении дел в различных областях социально-экономической, политической и духовной жизни нашего народа.
О значении этого источника информации убедительно говорит уже одно количество писем и устных заявлений трудящихся, поступающих в партийные комитеты. Назову лишь две цифры. За четыре года, прошедшие после XXV съезда партии, в Центральный Комитет КПСС поступило 2,5 миллиона писем. Свыше 73 тысяч человек принято в справочной-приемной ЦК КПСС. Это, как вы понимаете, немало.
Однако эти цифры еще не полностью раскрывают картину. Ведь авторы писем зачастую выражают не только личные взгляды, не только собственное мнение по тем или иным вопросам. Нередко они аккумулируют взгляды и мнения десятков и сотен людей — товарищей по работе, соседей по месту жительства и т. д.
Но главное, конечно, заключается не в количестве, а в самом существе писем и устных заявлений. И здесь я бы особо обратил внимание на общественно-политическую сторону вопроса. Речь идет о правах советских людей, записанных в Конституции СССР.
Действительно, о чем бы конкретно ни говорилось в письмах и заявлениях — о крыше над головой или о предложении, имеющем государственное значение,— все это так или иначе касается прав человека, их практической реализации.
Как известно, недавно Президиум Верховного Совета СССР внес изменения и дополнения в Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Их основная цель состоит в том, чтобы служить дальнейшему укреплению социалистической законности и демократии, чтобы любое обоснованное предложение, заявление или жалоба рассматривались внимательно и по ним принимались справедливые решения. В этом суть вопроса.
Хотелось бы еще и еще раз подчеркнуть, что работа с письмами и прием граждан — это дело огромной политической важности.
Думаю, в этой связи будет полезно вспомнить слова М. И. Калинина, сказанные им на Всесоюзном совещании работников бюро жалоб РКИ. Обращаясь к участникам совещания, он говорил: «Я хочу вам пожелать, чтобы вы запомнили, что ваша работа есть одна из важнейших работ, несмотря на то, что на местах не все еще люди это понимают. Это первое. Во-вторых, вы должны помнить, что вы делаете огромное политическое дело. В-третьих, если где-либо можно изучить ленинизм, то это именно на вашей работе, это такое поприще, где человек каждый день решает жизненную проблему, а правильное решение жизненных проблем это и есть практическое проведение в жизнь марксизма-ленинизма».
Какие простые и мудрые слова! Им уже без малого полвека, а насколько актуально звучат они и сегодня для всех тех, кто занимается работой с письмами.
Все вы, товарищи, хорошо знаете, какое большое внимание уделяет вопросам работы с письмами и устными обращениями трудящихся Центральный Комитет нашей партии. После XXV съезда партии, как известно, приняты постановления ЦК КПСС о дальнейшем совершенствовании работы с письмами трудящихся и улучшении приема граждан в партийных, советских и других организациях. Конкретизируя и развивая положения, выдвинутые съездом, они позволили поднять всю эту работу на новый уровень.
В Центральном Комитете партии работа по рассмотрению писем, анализу и обобщению поднимаемых в них вопросов ведется в неразрывной связи с решением текущих и перспективных задач экономического, социального и культурного строительства. Многие предложения, высказываемые авторами писем, используются при подготовке партийных и государственных решений, наиболее ценные советы и соображения рассматриваются в оперативном порядке, учитываются в повседневной практической работе.
За период после XXV съезда партии на основе анализа и обобщения писем трудящихся, изучения опыта работы с ними в Центральном Комитете партии было подготовлено в общей сложности свыше двухсот записок и других информационных материалов. Более ста из них разосланы членам Политбюро и секретарям ЦК КПСС, свыше восьмидесяти доложены секретарям ЦК. По ряду записок приняты постановления Политбюро, Секретариата ЦК КПСС.
Это — убедительное доказательство того, что письма трудящихся, как это подчеркивал В. И. Ленин, претворяются в политические решения высших органов нашей партии. Замечу при этом, что некоторые важные вопросы удалось поднять прежде всего благодаря предложениям, которые содержались в письмах и устных заявлениях.
Можно с удовлетворением отметить, что во многих партийных комитетах работа с письмами и прием граждан служат действенным средством изучения интересов и запросов советских людей. Они дают богатейший материал для постановки и решения актуальных вопросов хозяйственного и культурного строительства.
Заметно улучшилась практика рассмотрения писем, больше стало проявляться к ним живого, заинтересованного внимания, доброжелательности и чуткости. Партийные комитеты повысили требовательность к руководителям советских и хозяйственных органов за правильное и своевременное разрешение вопросов, поднимаемых в письмах и на личном приеме.
Все это — результат прежде всего целеустремленной организаторской и политической работы по выполнению решений XXV съезда партии, известных постановлений Центрального Комитета КПСС.
Давно ли еще обсуждение вопросов совершенствования работы с письмами на пленумах партийных комитетов было редкостью? Теперь это стало естественной потребностью. Например, за 1979 год и четыре месяца 1980 года эти вопросы рассматривались на 79 пленумах ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии. Регулярно обсуждаются они и на заседаниях бюро и секретариатов партийных комитетов.
Такой подход говорит о том, насколько возросло внимание к этим вопросам в целом в партии, что эта работа стала одним из важных направлений, составной частью организационно-политической деятельности партийных комитетов.
Однако и переоценивать этого не следует. Кое-где появилась, надо прямо сказать, какая-то успокоенность в этой работе. Некоторые товарищи, по-видимому, считают: мол, обсудили вопрос на пленуме, приняли решение — и можно к нему не возвращаться. Однако через некоторое время партийный комитет сталкивается с теми же недостатками, о которых говорилось на пленуме.
На какие вопросы в этой связи хотелось бы обратить особое внимание? Прежде всего следует со всей определенностью признать, что в работе с письмами нам не удалось полностью изжить проявления бюрократизма. Выступая на заседании Президиума Верховного Совета СССР 4 марта 1980 года, Л. И. Брежнев отмечал: «За последние годы многое сделано для улучшения работы с письмами. Но не до конца перевелись еще формализм, волокита, небрежное отношение к просьбам людей. Нередко из-за этого не удовлетворяются законные нужды трудящихся».
Фактов на этот счет сегодня можно было бы привести немало. Такое отношение наносит политический и нравственный урон, вызывает обоснованное недовольство граждан.
Не встречая чуткого отношения к своим нуждам и запросам на месте, люди зачастую вынуждены обращаться в центральные организации и учреждения, совершать дальние поездки, добиваясь защиты своих прав в вышестоящих органах.
Недавно на пленуме Куйбышевского обкома партии кандидат в члены ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда фрезеровщик завода имени М. В. Фрунзе Иван Павлович Кудинов говорил по этому поводу: «Мне не раз приходилось сталкиваться с такими фактами. Каждое такое письмо вызывало у меня двойственное чувство. С одной стороны, я доволен настойчивостью рабочих, которые готовы сделать все для того, чтобы искоренить недостатки.
С другой стороны, по вопросам, которые могут и должны решать местные органы, отрываются от дела люди, которые должны решать дела государственной важности. Неужели правительство должно заниматься вопросами починки крыш над нашими заводскими корпусами?»
По-моему, товарищи, очень правильно сказано. Если бы на местах действительно практически решали вопросы, то поток писем в центральные организации значительно бы сократился.
Как уже отмечалось, в последнее время содержание писем, направляемых в партийные органы, стало более разнообразным, расширился круг проблем, поднимаемых в них. Но в письмах трудящихся есть такие вопросы, которые мы должны, обязаны постоянно держать в поле зрения и активно влиять на их разрешение.
Это письма о фактах взяточничества, пьянства, аморального поведения, злоупотребления властью, разбазаривания народного добра, неправильного поведения руководителей и т. д. О такого рода письмах работники аппарата должны не только оперативно информировать руководство, но и принимать самые решительные меры к тому, чтобы подобные явления получали партийную оценку, виновные не оставались безнаказанными.
Имеются случаи повторных обращений в ЦК КПСС из некоторых областей и республик. Изучение показывает, что они вызваны, как правило, поверхностным, формальным рассмотрением писем граждан, а порой и преднамеренным искажением истины отдельными должностными лицами даже при ответах в ЦК.
Особо в этой связи хотелось бы обратить внимание на качество проверок жалоб и заявлений трудящихся. Еще нередки случаи, когда не вскрываются их истинные причины, не устанавливается персональная ответственность, допускаются беспринципность и либерализм в отношении должностных лиц. И совсем недопустима практика пересылки писем на рассмотрение тем работникам, действия которых обжалуются. Некоторые руководители встают на путь преследования подчиненных за критику, за сообщение сведений о недостатках в вышестоящие организации. Это совсем недопустимо.
Все это не только наносит серьезный ущерб делу воспитания кадров, но и в какой-то степени дает повод для отдельных высказываний о том, будто кое-кому дозволено безнаказанно нарушать наши советские законы и порядки.
Вот строки из письма, поступившего в ЦК КПСС. «Меня как коммуниста,— пишет автор,— возмущают и оскорбляют действия и методы руководства ректора института, который насаждает в жизни коллектива принцип: мол, «проучу» каждого, кто посмеет выступать против моей воли. Не отсюда ли рождаются нервозность, страх за свое место, приспособленчество, не в такой ли обстановке рождаются льстецы и подхалимы?
Мои хождения по разным инстанциям, волокита, а самое главное и страшное — это высказывания многих коллег по работе, что ничего не добьешься, не связывайся, он ведь ректор, у него вся власть в руках,— все это побудило меня обратиться к вам с письмом».
И вот два ответа по этому вопросу, поступившие из партийного комитета, куда это письмо было направлено для рассмотрения. В первом сообщалось, что обвинения в адрес ректора признаны необоснованными. Однако звучало это неубедительно. После вторичной просьбы внимательно разобраться в ЦК был прислан ответ (кстати, подписанный тем же ответственным работником, что и первый), в котором говорилось, что ректором института допущены нарушения порядка замещения вакантных должностей, что руководству института предложено устранить имевшие место нарушения и принести извинения автору письма, что с ректором проведена беседа.
Бывают случаи, когда присылают ответ в ЦК о том, что меры по письму приняты и автору сообщено. А через некоторое время, например, газета «Правда» или «Известия» выступает с фельетоном по этому же вопросу.
Подчас бывает так. Человек со справедливой просьбой или жалобой многократно обращается в различные инстанции, и все безрезультатно. Наконец на каком-то этапе вопрос решается положительно и, как говорится, «закрывается». А правильно ли это? А какое наказание понесли те, кто его своевременно не решил, кто вынудил человека обивать в роли просителя пороги различных учреждений, тратить попусту время и нервы? Думаю, что без ясного ответа на эти вопросы письмо или устное заявление снимать с контроля было бы неправильно.
Поражаешься порой огромному душевному благородству советского человека. Решили наконец его вопросы — и забыты причиненные обиды, волнения. Но мы с вами, товарищи, забывать о них не имеем никакого права.
Говоря о письмах трудящихся, мы часто вспоминаем, что В. И. Ленин называл их подлинными человеческими документами. Хотел бы в этой связи подчеркнуть, что и отношения к себе они требуют также подлинно человеческого. Именно так реагировал на письма рабочих, крестьян, солдат В. И. Ленин. Неизменно следовать этому немеркнущему образцу — святая обязанность каждого партийного работника, каждого руководителя, каждого коммуниста.
Товарищи! Мы находимся в преддверии XXVI съезда КПСС и одиннадцатой пятилетки, которые, несомненно, принесут новые победы советскому народу. У нас есть все основания уверенно смотреть в будущее.
Наш курс, как всегда,— это ленинский курс мирного созидания, и никому не удастся свернуть нас с этого пути. Залогом тому — испытанное руководство нашей ленинской партии, уверенно ведущей советский народ по пути коммунистического строительства.
(Доклад товарища К. У. Черненко был выслушан с большим вниманием и неоднократно прерывался аплодисментами.)