Публикации

К. У. Черненко: Некоторые вопросы совершенствования партийного и государственного аппарата

Август 1975 г.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Из статьи,
опубликованной в журнале
«Вопросы истории КПСС»
№ 8, 1975 год

Коммунисты, все трудящиеся Советского Союза активно готовятся к встрече очередного, XXV съезда КПСС. Прошедшие четыре года со времени предыдущего съезда, принявшего исторические решения и Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, показали огромную мобилизующую силу этих решений, выразивших интересы всего советского народа. Развернувшееся по призыву XXIV съезда партии мощное движение — за дальнейшее развитие советской экономики, повышение ее эффективности, совершенствование общественных отношений, неуклонный подъем благосостояния трудящихся — дало замечательные результаты.

Во главе этого всенародного движения идет пятнадцатимиллионная Коммунистическая партия — ведущая и направляющая сила советского общества. В решении разносторонних, комплексных задач, разработанных XXIV съездом КПСС, ответственная роль принадлежит, как и прежде, партийному и государственному аппарату.

Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин подчеркивал, что аппарат управления — ближайший помощник партии в осуществлении ее политики, тесных связей с широкими массами коммунистов и беспартийных, в привлечении их к решению политических, хозяйственных, идеологических задач, в постоянном изучении социальных процессов, происходящих в нашей стране.

Под руководством Коммунистической партии наша страна и ее аппарат управления прошли большой и знаменательный путь. Его создание, становление и развитие направлял Ленин. Он разработал структуру партийного и государственного аппарата, сформулировал принципы и методы их деятельности, заложил организационные основы, определил главные задачи управления на этапе строительства социализма. Определяя состав, структуру, функции партийного и государственного аппарата, Владимир Ильич Ленин исходил из основополагающего принципа — демократического централизма, пронизывающего весь строй жизни советского общества.

Среди основных требований, предъявляемых к партийному и государственному аппарату, Ленин называл: соответствие его политическим и хозяйственным задачам, решаемым партией и Советским государством, неукоснительное проведение политики партии, постоянная нерушимая связь с массами, верное служение трудовому народу, всемерное соблюдение интересов социализма. Вместе с тем Ленин отмечал и такие важные качества, которыми непременно должен обладать советский аппарат: распорядительность, исполнительность, четкость, оперативность, слаженность. При этом Ленин чутко, заботливо, внимательно, вплоть до отдельных деталей вникая в процесс деятельности нового аппарата, неоднократно напоминал, что аппарат управления победившего рабочего класса должен быть свободен от пороков, свойственных буржуазному бюрократическому аппарату.

В условиях развитого социализма вместе с возрастанием руководящей роли Коммунистической партии повышается роль партийного и государственного аппарата. Бурный рост производительных сил, успешное развитие материально-технической базы советского общества, огромные социально-экономические преобразования ставят перед аппаратом управления все новые задачи. Успешно их решать можно только при неуклонном и последовательном применении ленинских принципов деятельности партийного и государственного аппарата.

В настоящей статье рассматриваются некоторые важнейшие ленинские принципы деятельности партийного и государственного аппарата и вместе с тем делается попытка показать, как партия, ее Центральный Комитет и местные партийные организации развивают и совершенствуют эти принципы в современных условиях.

 

* * *

Становление советского аппарата управления было связано с преодолением громадных трудностей. Они заключались в том, что Коммунистической партии, находившейся в подполье, а затем, после Октября, ставшей правящей партией, пришлось формировать свой аппарат уже в ходе практической деятельности. Вопрос об организации государственного аппарата был обоснован лишь теоретически, практического опыта в решении такой проблемы в мире еще не было. Наша партия двигалась вперед по непроторенному пути.

Ключевым условием решения этой задачи является последовательное и неуклонное осуществление руководящей роли Коммунистической партии во всей жизни и строительстве нового общества. Эта роль выражает собой одну из основных закономерностей развития социализма и коммунизма. Партия, подчеркивал В. И. Ленин, это руководитель.

Определяя конкретные формы осуществления руководящей роли партии, В. И. Ленин указывал на необходимость партийного, политического подхода к решению задач социально-экономического и духовного развития общества, на единство политического и хозяйственного руководства. «Без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи».

Разрушение старого аппарата управления и создание нового было огромнейшим завоеванием Советской власти. Оценивая его, В. И. Ленин писал: «Пусть наш государственный аппарат из рук вон плох, но все-таки он создан, величайшее историческое изобретение сделано». Он подчеркивал: «Без «аппарата» мы бы давно погибли. Без систематической и упорной борьбы за улучшение аппарата мы погибнем до создания базы социализма».

При всем различии выполняемых функций партийный и государственный аппарат всегда руководствовались требованиями ленинского стиля партийной работы, среди которых наиболее важное значение имеют:

— единство теории и практики, научный подход, глубокое изучение объективных процессов и явлений жизни общества, выбор эффективных путей строительства нового общества;

— сочетание революционного размаха с коммунистической деловитостью, оперативностью и конкретностью руководства;

— тесная связь с массами, неукоснительное соблюдение принципа коллективности руководства и персональной ответственности за порученное дело, проявление инициативы и чувства нового.

Ленинский стиль партийной и государственной работы характеризуется прежде всего научным подходом к решению всех вопросов партийной жизни и многогранной руководящей деятельности партии, органическим сочетанием революционной теории и практики. В. И. Ленин учил, что теоретическая работа должна отвечать на запросы практики, освещать путь практике, развиваться на основе ее данных. Подчеркивая эту мысль после победы Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин писал: «…сейчас все дело в практике… наступил именно тот исторический момент, когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой…»

После победы Великого Октября ленинские идеи воплотились на практике в стройную систему органов управления, партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций.

Уделяя огромное внимание разработке проблем управления, деятельности партийного и государственного аппарата, Ленин никогда не относился к теории как к застывшей догме. Он смело пересматривал устаревшие понятия, корректировал их, уточнял, когда они переставали соответствовать новым данным практики, требованиям жизни. Архивные документы, история нашей партии хранят множество таких примеров. Несмотря на уже сложившийся государственный аппарат управления к началу 20-х годов, В. И. Ленин в конце октября 1920 года предложил создать и лично возглавил Экономическую комиссию по связи между хозяйственными наркоматами. В дополнение к существующим органам управления Владимир Ильич в феврале 1921 года предложил проект создания Государственной общеплановой комиссии, разработал проект положения о Госплане, подготовил список его членов.

В. И. Ленин принимал решительные меры для усиления, в случае необходимости, того или иного органа управления. Когда в начале 1921 года положение с топливом и продовольствием в нашей стране усложнилось, он предложил создать оперативную тройку для вывоза топлива и продовольствия из южных районов страны.

В. И. Ленин обладал замечательной способностью замечать все новое, передовое, рождающееся в жизни, в системе управления, новое, которому принадлежит будущее. Он точно определял поворотные моменты в политике. Ярким примером этого является прозорливая оценка Лениным назревшей необходимости изменения в аграрной политике партии в 20-е годы — замены продразверстки продналогом. Ленин председательствовал в комиссии пленума ЦК, разработавшей по этому вопросу проект решения, утвержденного X съездом партии.

Важнейшей характерной чертой ленинского стиля является сочетание революционного размаха с деловитостью, конкретностью руководства, с настойчивой организаторской работой. Ленин учил развертывать деятельность аппарата управления с учетом революционной перспективы развития, конечной цели движения и вместе с тем не отрываться от реальной действительности, не впадать в бесплодное делячество.

Социалистические преобразования, которые партия проводила с помощью аппарата управления,— электрификация, широкая индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция — рисуют гигантский революционный размах ленинских предначертаний, основанных на глубоком знании законов общественного развития, на учете творчества народных масс.

В. И. Ленин учил, что целесообразно в определенный период выделять из многих задач наиболее актуальные, первоочередные. В период становления советского партийного и государственного аппарата на одно из первых мест выдвинулся вопрос о принципах и формах взаимоотношений и взаимодействия Коммунистической партии и советских органов, общественных организаций. Его решение было четко определено постановлением, принятым VIII съездом РКП(б), работавшим под руководством В. И. Ленина: «Смешивать функции партийных коллективов с функциями государственных органов, каковыми являются Советы, ни в каком случае не следует».

В процессе налаживания мирного строительства партия обеспечивала целенаправленное, скоординированное развитие политической системы общества в соответствии с ленинским положением о том, что Советы, профсоюзы представляют собой тот гибкий и широкий, могучий пролетарский аппарат, «посредством которого партия связана тесно с классом и с массой и посредством которого, при руководстве партии, осуществляется диктатура класса».

Через Советы, созданный государственный аппарат управления, как отмечал В. И. Ленин, при социализме впервые в истории цивилизованных обществ массы рабочих и крестьян поднялись до самостоятельного участия в повседневном управлении. В этом проявилось одно из важных условий советской демократии, отличительной чертой которой стала высокая политическая активность трудящихся, всего населения страны.

Партийный и государственный аппарат всегда опирался и опирается на широкие массы трудящихся. Из их среды, из народа выросли сотни тысяч самоотверженных и талантливых организаторов и руководителей. Отмечая огромное значение передовых рабочих и крестьян в управлении страной, В. И. Ленин писал: «Выдвигая их снизу, практикой, проверяя их талант на деле, надо всех их проводить в «министры» — не в старом смысле, не в смысле награждения портфелем, а в смысле должности общенародного инструктора, разъездного организатора, помощника в деле налаживания повсюду строжайшего порядка, величайшей экономии человеческого труда, строжайшей товарищеской дисциплины».

В соответствии с принципами партийной и советской демократии наша партия постоянно привлекала к участию в деятельности аппарата управления широкие массы коммунистов и беспартийных. Владимир Ильич писал, что «у нас есть «чудесное средство» сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может. Это чудесное дело — привлечение трудящихся, привлечение бедноты к повседневной работе управления государством».

С первых лет Советской власти воспитанная Лениным, партией замечательная когорта работников партийного и государственного аппарата успешно выполняла и выполняет возложенные на нее обязанности, неуклонно осуществляя политику партии, являясь верной опорой Центрального Комитета КПСС.

Характерной чертой ленинского стиля работы, имеющей первостепенное значение, является коллективность в решении основных вопросов политики и практики. Ленин исходил из того, что только коллективность руководства дает возможность партии наиболее верно решать все вопросы жизни партии и страны с учетом опыта коммунистов, опыта народных масс.

Вместе с тем Ленин требовал высокой эффективности этой коллегиальной деятельности. Он предостерегал, чтобы «коллегиальная система управления не вырождалась в болтовню, в писание резолюций, в составление планов и областничество», чтобы коллегиальные управления не превращались в помеху практическому делу. Коллективность в решении основных вопросов Владимир Ильич всегда сочетал с высокой персональной ответственностью за порученное дело, за исполнение принятых решений. Он придавал большое значение авторитету руководителей, воспитанию в них ответственности перед партией и народом, простоты и скромности, единства слова и дела. В. И. Ленин говорил, что, когда «слово расходится с делом, это уже совсем плохо. Это ведет к лицемерию». Он решительно боролся против парадности, высокомерия, чванства, бюрократизма.

В. И. Ленин сочетал в себе высокую требовательность, взыскательность с чуткостью к людям, с внимательным отношением к их нуждам и заботам.

Для ленинского стиля работы характерна неиссякаемая вера в творческие силы народа, в величайшее значение его практического опыта, его коллективного разума. «…Ум десятков миллионов творцов,— указывал В. И. Ленин,— создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».

Партия постоянно укрепляет свои связи с народом, вовлекая его в строительство новой жизни, в процесс управления страной. Ленинское требование — постичь умение учиться у масс и учить массы, организовать их, быть во главе масс, поддерживать их инициативу и энергию, мобилизовывая на строительство нового общества,— является важным, решающим положением в современной руководящей деятельности партии.

Каждое новое поколение коммунистов руководствуется учением Ленина, его советами овладевать искусством работать в массах народа. «…Жить в гуще рабочей жизни,— говорил Владимир Ильич,— знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд».

Эти ленинские советы помогли нашей партии, работникам аппарата управления преодолеть огромные трудности становления и строительства нового общества.

В. И. Ленин подчеркивал, что в руководящей и направляющей деятельности партии принятие правильного решения — только начало дела. Главное заключается в том, чтобы организовать его выполнение и обеспечить четкий контроль исполнения. «…Центр тяжести перенести… на проверку фактического исполнения»,— говорил В. И. Ленин на XI съезде партии. Он требовал, чтобы «на первое место встал фактический контроль за действительным осуществлением постановлений центральной власти и местных учреждений». В решении этой задачи важная роль принадлежит партийному и государственному аппарату.

Во всей совокупности ленинских принципов партийной и государственной работы, основных черт ее ленинского стиля особое место занимает научный подход, строгое научное обоснование партийного и государственного руководства. Образцом научного обобщения опыта Коммунистической партии, подлинно научного подхода к решению ее задач и определению перспектив на будущее являются труды В. И. Ленина, решения и документы партии. Такой образец представляют материалы XXIV съезда партии и последующих пленумов ЦК КПСС, которые отличаются глубиной марксистско-ленинского обоснования внутренней и внешней политики, цельностью, ясностью и четкостью поставленных в них задач.

Весь исторический опыт партии свидетельствует о том, что она неуклонно осуществляет строгий научный подход к решению политических, экономических, организационных и идеологических задач. Несомненно, научный подход в партийной и государственной работе имеет многообразный комплекс средств, самых различных форм и путей его применения. Целесообразно выделить наиболее общие, основные требования научного подхода, которые бы показали его сущность и главные направления. По нашему мнению, к этим требованиям относятся следующие:

— важнейшей основой научного подхода в партийной и государственной работе является марксистско-ленинское учение, овладение которым обеспечивает знание законов общественного развития, умение опираться на них, успешно осуществлять руководство революционной борьбой масс, строительством социализма и коммунизма. Овладение марксизмом-ленинизмом дает возможность правильно ориентироваться в событиях и явлениях, давать им классовую оценку, верно определять очередные задачи и основные пути их решения;

— научный подход основывается на органическом единстве теории и практики, на творческом отношении к теории, на научном обобщении практики строительства социализма и коммунизма. В. И. Ленин учил, что необходимо «стремиться к научному изучению фактов, лежащих в основе нашей политики»;

— одним из основных условий научного подхода является выработка и осуществление теоретически обоснованной политики партии, строго учитывающей закономерности развития общества, возможности реальной действительности, объективные и субъективные факторы данного исторического этапа, политики, не допускающей волюнтаризма и прожектерства. Большевики, указывал Ленин, «всегда старались быть верными этому требованию, безусловно обязательному с точки зрения всякого научного обоснования политики»;

— научный метод в партийной и государственной работе немыслим без последовательного осуществления системного, комплексного подхода к анализу общественных явлений, без всестороннего изучения и учета всех основных условий, необходимых для решения задач коммунистического строительства. Но при этом не исключается важнейшее требование — умение выбрать главное звено в общей цепи мероприятий, намечаемых партией. «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи,— подчеркивал В. И. Ленин,— за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену…»;

— научный подход предусматривает выработку и совершенствование таких форм и методов партийной и государственной работы, которые были бы наиболее результативными и соответствовали бы современным конкретно-историческим условиям. Еще в резолюции X съезда партии указывалось, что «форма организации и методы работы всецело определяются особенностями данной конкретной исторической обстановки и теми задачами, которые из этой обстановки непосредственно вытекают»;

— непременным условием научного подхода является правильная расстановка сил, умелый подбор кадров, их партийно-политическая закалка и зрелость, профессиональная способность и деловитость, их знание современных достижений науки и техники. Разве можно управлять без известного научного образования, говорил Ленин, «без компетентности, управлять без полного знания, без знания науки управления?.. Чтобы управлять, надо знать дело…»Подбор, расстановку и воспитание кадров Ленин рассматривал как один из важнейших принципов партийного и государственного руководства;

— научный подход требует постоянно крепнущих связей партии с массами, овладения кадрами искусством политического и организационного руководства, глубокими знаниями опыта масс. Для этого наши кадры должны своевременно обобщать все то новое, передовое, что рождается коллективным народным творчеством — этим могучим ускорителем нашего движения вперед. В. И. Ленин настойчиво советовал «остерегаться увлечения командованием, уметь сначала посчитаться с тем, что наука уже выработала…»;

— особое течение для осуществления научного подхода в партийной и государственной работе имеет полная, своевременная, конкретная и правдивая информация. XXIV съезд КПСС обратил серьезное внимание на всестороннее улучшение внутрипартийной информации, на повышение ее действенности, на более широкое ее использование как средства руководства, воспитания и контроля.

Таковы некоторые основные требования научного подхода в партийной и государственной работе, действующие в теснейшей взаимосвязи и присущие нашей, основанной В. И. Лениным партии нового типа. На данном этапе, в условиях развитого социалистического общества, научный подход приобретает все большее значение.

 

* * *

Благодаря ведущей и направляющей роли нашей ленинской партии все ее организации, органы Советской власти, опираясь на энергию и инициативу трудящихся масс, решили задачи огромного всемирно-исторического значения. «Наша партия,— отмечал Л. И. Брежнев в речи, посвященной 70-летию II съезда РСДРП,— оказалась на высоте. Она сумела проложить никому дотоле не ведомые маршруты от капитализма к социализму. Она сумела, завоевав безграничное доверие рабочего класса, всех трудящихся, создать развитое социалистическое общество, общенародное государство, вывести крупнейшую в мире страну на магистральную дорогу коммунистического строительства».

Коммунистическая партия в своих решениях и документах всегда подчеркивает, что идейно-теоретическим оружием ее жизни и борьбы является марксизм-ленинизм. «Обращаясь к идейному наследию В. И. Ленина,— указывалось в Отчетном докладе ЦК партии XXIV съезду КПСС,— партия видит свою важнейшую задачу в том, чтобы на основе ленинских мыслей, ленинской методологии находить решение актуальных проблем коммунистического строительства». Этот основополагающий принцип неукоснительно соблюдается в решениях XXIII, XXIV съездов партии, последующих пленумов ЦК КПСС при подходе ко всем вопросам строительства коммунизма, в том числе научного управления обществом, совершенствования партийного и государственного аппарата.

XXIII съезд КПСС с удовлетворением отметил, что Центральный Комитет, выражая волю партии, решительно проводит линию на строгое соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципов коллективности руководства. Принципиальное значение для работы аппарата управления имели октябрьский и ноябрьский Пленумы ЦК КПСС 1964 года. Партия исправила ошибки, связанные с субъективистским подходом к решению важных экономических и политических проблем, с неоправданными перестройками партийного, советского и хозяйственного аппарата.

Съезд отметил, что научный подход, коллективность и деловитость в руководстве коммунистическим строительством, в проведении внутренней и внешней политики Советского государства, утвердившиеся в стиле работы Центрального Комитета, должны и впредь лежать в основе всей его деятельности.

Решения XXIII и XXIV съездов КПСС оказали важное влияние на улучшение деятельности аппарата управления. При этом, как указывал Л. И. Брежнев, «развитие социалистической демократии партия рассматривает как непременное условие успешного продвижения к коммунизму. Именно этот принцип лежит в основе практических мероприятий партии и правительства по совершенствованию государственного аппарата, всей системы органов власти и управления».

XXIV съезд КПСС отметил, что ЦК партии настойчиво проводил линию на дальнейшее развитие внутрипартийной демократии, соблюдение ленинских норм партийной жизни, повышение активности коммунистов. В партии последовательно осуществляются выборность и подотчетность руководящих органов, принцип коллективного руководства. Вопросы деятельности партии обсуждаются и решаются на широкой демократической основе. Партийные комитеты стали более внимательно учитывать критические выступления и предложения коммунистов, усилили контроль за их реализацией.

Знаменательным событием в жизни КПСС, важным вкладом в дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципов партийного руководства явился декабрьский (1973 года) Пленум ЦК КПСС. На Пленуме были подняты актуальные вопросы работы партии во всех сферах общественной деятельности, в том числе и в системе управления, дальнейшего утверждения, развития в ней подлинно партийного, ленинского стиля. В связи с этим был подвергнут критике стиль работы некоторых государственных и хозяйственных органов, подчеркнута необходимость борьбы с теми явлениями, которые приводят к бюрократизму и волоките.

Указывалось на недопустимость такого подхода, при котором форма ставится выше существа дела, при котором некоторые руководители вместо того, чтобы самим решать вопросы, входящие в их компетенцию, ждут указаний «сверху», нередко норовят переложить ответственность на других. Внимание партийных и советских органов должно быть обращено на необходимость борьбы с подобными явлениями, на повышение ответственности за своевременное и деловое решение вопросов, относящихся к компетенции того или иного руководителя, на сокращение потока документов.

Дальнейшая активизация деятельности партийных организаций, привлечение широких масс коммунистов и беспартийных к решению задач, намеченных XXIV съездом КПСС, оказали и продолжают оказывать огромное положительное влияние на совершенствование приемов и методов деятельности партийных комитетов, нацеливают партийный и государственный аппарат на внедрение ленинского стиля работы. Конкретные указания на этот счет содержатся в постановлениях декабрьского (1973 года) и декабрьского (1974 года) Пленумов ЦК КПСС, а также в постановлениях ЦК КПСС, проанализировавших в последние годы работу различных отраслей народного хозяйства, организаторскую, политическую деятельность партийных организаций краев, областей, республик.

Нет таких проблем, крупных вопросов, поднятых на XXIV съезде партии, которые не нашли бы практического разрешения в постановлениях, принятых Центральным Комитетом в целях осуществления решений съезда. Эти документы охватывают все сферы производственной и управленческой деятельности.

Процесс развития советского общества показывает, что каждый этап нашего движения вперед в области политического и социально-экономического развития сопровождается мерами организационного характера. Добиваясь успехов на различных участках экономического строительства, социального развития, повышая уровень руководства народным хозяйством, партия закладывает основу для новых достижений во всех сферах жизни.

Важная роль в совершенствовании стиля деятельности партийных комитетов, устранении недостатков в работе партийного аппарата принадлежит постановлениям ЦК КПСС «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС», «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии», «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации». Эти документы имеют общепартийное значение.

Одновременно партия провела ряд мероприятий по совершенствованию государственного аппарата, созданию условий для повышения его эффективности. Так, в соответствии с предложениями XXIV съезда партии Верховным Советом СССР разработан и принят Закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР». ЦК КПСС за последние годы принял ряд решений, способствовавших улучшению деятельности сельских, поселковых, районных и городских Советов депутатов трудящихся, укреплению их материально-финансовой базы. Изданы указы, четко устанавливающие права и обязанности сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся.

Вместе с тем ЦК КПСС проводил меры по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью.

В целях повышения эффективности производства в нашей стране осуществляется перевод промышленных министерств и ведомств на новую систему управления. Чтобы приблизить управление к производству, четырех- и пятизвенная система управления заменяется двух- и трехзвенной, при этом широкое распространение получает организация производственных объединений.

Свыше двух лет по новой схеме управления работают предприятия и учреждения Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Используя этот положительный опыт, на более совершенную систему управления готовятся перейти и другие министерства. В мае 1975 года ЦК КПСС принял постановления «О генеральной схеме управления строительным, дорожным и коммунальным машиностроением», «О генеральной схеме управления нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью», «О генеральной схеме управления лесной и деревообрабатывающей промышленностью». Этими постановлениями предусматривается дальнейшее совершенствование организации управления отраслями промышленности и перевод на управление по двухзвенной (министерство СССР — производственное объединение, предприятие) и трехзвенной (министерство СССР — всесоюзное промышленное объединение, предприятие; министерство СССР — министерство (управление) союзной республики — производственное объединение, предприятие) системам.

В этих и многих других партийных документах изложен ряд принципиальных теоретических положений и практических указаний о работе партийного и государственного аппарата, развивающих ленинское учение о стиле партийной работы и научном подходе к ней с учетом возрастающей роли партии в руководстве развитым социалистическим обществом.

Все это позволяет сделать ряд выводов о том, что совершенствование партийного и государственного аппарата ведется по следующим направлениям:

— улучшение, упорядочение структуры и функций всех звеньев аппарата в центре и на местах;

— творческое применение, развитие и обогащение ленинских принципов работы;

— повышение организаторской роли партийных и государственных органов в осуществлении решений партии и правительства;

— усиление контрольных функций аппарата, контроля за исполнением постановлений партии и правительства, контроля не формального, а систематического, всестороннего, принципиального; повышение ответственности работников за выполнение директив, планов, указаний подведомственными организациями;

— постоянная забота об улучшении качественного состава, повышении квалификации всех кадров;

— систематическое удешевление аппарата управления путем его сокращения и уменьшения непроизводительных расходов;

— укрепление материальной базы аппарата управления (связь, вычислительные машины, средства информации и т. д.); подъем всей работы учреждений на новый научный и технический уровень.

Принимаемые партией меры способствовали упорядочению структуры и функций различных звеньев аппарата управления, создав широкие реальные возможности для более успешной его деятельности, выдвинули повышенные требования перед нашими кадрами.

В этом направлении ряд мероприятий провели ЦК Компартий Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана и других республик. На заседаниях бюро и секретариатов ЦК компартий республик, крайкомов, обкомов обсуждены вопросы улучшения деятельности аппарата местных партийных и советских органов, усиления контроля за исполнением решений и документов партии и правительства. Значительное внимание было уделено этому кругу проблем на состоявшемся недавно в ЦК Компартии Украины совещании вторых секретарей обкомов партии, на котором обсуждались приемы и методы наиболее рациональной организации труда партийных работников, партийного аппарата, правильного распределения их времени, совершенствования их учебы.

Дальнейшему улучшению стиля и методов работы партийных комитетов, утверждению в их деятельности аналитического подхода во многом способствует обсуждение этих вопросов на заседаниях бюро обкомов, на научно-практических конференциях. Полезные конференции проведены, в частности, в Николаевском. Запорожском, Черновицком, Ровенском, Винницком обкомах партии.

Центральный Комитет Компартии Азербайджана в июле 1974 года, рассмотрев вопрос о работе бюро Кусарского райкома партии, отметил, что райком стал уделять больше внимания совершенствованию стиля и методов своей деятельности, лучше готовить и проводить пленумы и заседания бюро райкома партии, роль которых в решении важнейших вопросов организационно-партийной и политической работы заметно повысилась. Вместе с тем ЦК Компартии Азербайджана отметил, что одним из серьезных недостатков в стиле работы Кусарского райкома партии является слабый контроль за выполнением решений вышестоящих партийных органов и собственных постановлений.

Контролю исполнения решений партии уделено большое внимание и в материалах пленума ЦК Компартии Молдавии, рассмотревшего вопросы «Об организаторской и политической работе Бельцкого и Тираспольского горкомов партии по выполнению народнохозяйственного плана 1973 года и развертыванию социалистического соревнования за достижение более высоких показателей в четвертом году пятилетки». Контроль, проверка исполнения нашли широкое освещение на пленумах многих партийных комитетов и собраниях в первичных партийных организациях Компартии Молдавии.

Вопросы, связанные с деятельностью аппарата, рассматривались и в других союзных республиках. Так, в октябре 1974 года Восточно-Казахстанский обком Компартии Казахстана обсудил состояние и меры по улучшению и усилению контроля за выполнением в области решений партийных органов городскими и районными комитетами партии.

Брестский обком Компартии Белоруссии в августе 1974 года рассмотрел положительный опыт работы с документами в Ляховичском райкоме Компартии Белоруссии. Секретариат обкома выработал меры для распространения обобщенного опыта бюро Ляховичского райкома партии по совершенствованию работы с решениями и другими документами в аппарате райкома партии и первичных парторганизациях, что содействует утверждению делового стиля в деятельности партийных комитетов, повышению дисциплины и ответственности наших кадров. Аналогичные меры провели Кировский, Свердловский и другие обкомы КПСС.

Важное значение в дальнейшем совершенствовании стиля и методов работы аппарата управления, укреплении партийной и государственной дисциплины, согласовании и координации действий различных звеньев аппарата сыграло совещание заведующих общими отделами партийных комитетов, проведенное в апреле 1974 года в Москве. На нем были обсуждены основные задачи, встающие перед общими отделами партийных комитетов в связи с решениями XXIV съезда КПСС и декабрьского (1973 года) Пленума ЦК КПСС.

Особенно глубоко был рассмотрен на совещании вопрос о полном соблюдении ленинских принципов работы партийного и государственного аппарата, об основных этапах процесса разработки проектов решений, об организации контроля, проверки исполнения принятых постановлений, об улучшении работы с письмами трудящихся, о борьбе с проявлениями волокиты, бюрократизма.

На совещании указывалось, что партийными и государственными органами принимается много важных решений и надо добиваться, чтобы они проводились в жизнь. И здесь исключительно велика роль своевременности контроля. Этот контроль должен быть систематическим, конкретным, с всесторонним изучением дел на месте, вскрывать причины неудач и намечать меры для их устранения. Он должен помогать успешному выполнению принятых решений. Контроль — общепартийное и общегосударственное дело, он является важнейшей составной частью ленинского стиля работы.

Подчеркивалась главная мысль о том, что для члена партии недостаточно только согласиться с партийным решением. Он должен беззаветно бороться за претворение этого решения в жизнь и своим примером содействовать укреплению не только партийной, но и государственной дисциплины.

Современные требования к работе аппарата управления — это прежде всего требования к его людям.

Два из них особо важны.

Во-первых, от партийного работника требуется широкий политический кругозор, исключительно большие специальные знания, способность обеспечить конкретность и эффективность руководства. Партийный работник должен уметь охватывать все стороны явлений, отличать существенное от несущественного, главное от второстепенного, общее от частного, обладать способностью анализировать и обобщать. Это важно и для предупреждения ошибок. «Мы должны постоянно проверять себя,— писал В. И. Ленин,— изучая цепь политических событий в их целом, их причинной связи, их результатах. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра». Только руководствуясь таким подходом, можно вести дело в нужном нам направлении.

Во-вторых. Безусловно, все прогрессивные явления, происходящие в жизни, положительно сказываются и на развитии моральных и нравственных качеств людей. Ленин говорил, что по мере продвижения советского общества к коммунизму все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми. Это означает, что и кадры аппарата управления должны обладать высокими моральными качествами, самодисциплиной, идейной закалкой, солидной теоретической подготовкой.

Утверждая ленинские принципы подбора, расстановки и воспитания кадров, наша партия проводит в жизнь систему выработанных XXIV съездом КПСС мер по практической реализации этих принципов. Важнейшими этапами этой работы стали декабрьские (1973 и 1974 годов) Пленумы ЦК КПСС, постановления ЦК партии.

Рассмотренные в них узловые проблемы привлекают большое внимание партийных комитетов на местах. Глубокому анализу они были подвергнуты, например, на пленуме МГК КПСС, обсудившем в июне 1975 года вопрос о состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы городской партийной организации с кадрами, повышению их ответственности за порученное дело, дисциплины и организованности в выполнении директив и решений партии и правительства. Пленум вскрыл недостатки, выработал систему мер по дальнейшему улучшению работы с кадрами, повышению их ответственности, дисциплины, сознательности, организованности, по улучшению деятельности партийных комитетов, министерств и ведомств, усилению контроля за соблюдением государственной и плановой дисциплины.

В течение последних лет большую работу по совершенствованию деятельности аппарата проделали министерства и ведомства. Широкую систему мероприятий разработало Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления. На коллегии министерства, на заседании парткома были обсуждены документы партии, ориентирующие на повышение уровня деятельности аппарата, дальнейшее совершенствование стиля и методов руководства, укрепление трудовой и государственной дисциплины. Намеченные мероприятия проводятся в жизнь. Уточнены задачи и функции структурных подразделений, разработаны и внесены уточнения в должностные инструкции сотрудников аппарата министерства. Существенные меры проведены также в Министерстве авиационной промышленности СССР и в ряде других ведомств.

Большое внимание вопросам совершенствования деятельности аппарата советских органов уделяют областные, краевые, республиканские Советы депутатов трудящихся. Например, областной Совет депутатов трудящихся Ростова-на-Дону провел ряд мероприятий по совершенствованию деятельности аппарата, ведению делопроизводства во всех звеньях системы — от областного исполнительного комитета до исполкомов сельских и поселковых Советом, упорядочил организацию контроля за исполнением документов.

На местах проводятся и другие важные мероприятия: по дальнейшему совершенствованию работы с письмами трудящихся, делопроизводству, внедрению основных положений Единой государственной системы делопроизводства, действующих ГОСТов на организационно-распорядительную документацию, применению средств современной оргтехники и т. д.

Действенным средством устранения недостатков в деятельности партийного и государственного аппарата, повышения его эффективности является неуклонное развитие критики и самокритики. В постановлении ЦК КПСС от 12 февраля 1975 года «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации» отмечается, что обстоятельный и самокритичный анализ как наших достижений, так и имеющихся проблем, недостатков является необходимой предпосылкой дальнейшего продвижения вперед. Широкое развитие принципиальной критики и самокритики есть признак политического здоровья партийной организации, правильного понимания своего долга перед партией и народом.

 

* * *

Осуществляя ленинский курс, наша партия, ее Центральный Комитет ведут постоянную неутомимую работу по совершенствованию и развитию деятельности и функций государственного аппарата. В решениях XXIV съезда партии, последующих пленумов ЦК КПСС содержатся важные выводы и обобщения, оценка состояния работы аппарата, которые сводятся к следующему:

Во-первых, неуклонное возрастание руководящей, направляющей роли партии способствовало подъему работы всего государственного аппарата на новый качественный уровень, привело к существенному расширению функций государственного аппарата управления в сфере материального производства, культурно-воспитательной деятельности, хозяйственных связей между союзными республиками, в развитии сотрудничества с социалистическими странами и т. д.

Во-вторых, принципиальное теоретическое значение имеет вывод, вытекающий из докладов Л. И. Брежнева на декабрьском (1973 года) и на декабрьском (1974 года) Пленумах ЦК КПСС и выступления перед избирателями 13 июня 1975 года, о том, что в условиях возросших экономических задач, дальнейшего подъема материального благосостояния трудящихся должна быть повышена требовательность к работникам производства и его управления, качеству управленческой деятельности.

В-третьих, за последние годы сделаны большие успехи в повышении культуры, в улучшении методов работы аппарата, заключающейся в новом подходе, означающем: тщательный анализ, научный поиск, творческий, аналитический, продуманный учет всех сторон рашаемых вопросов. Союз науки и труда, получивший широкое распространение на производстве, все более укрепляется в государственном аппарате.

В-четвертых, в условиях дальнейшего роста демократизма в деятельности государственного аппарата управления приобретает важное значение анализ и учет общественного мнения по важнейшим вопросам государственного, хозяйственного, культурного строительства; внимательное, повседневное изучение решений местных советских органов, писем, предложений, откликов, поступающих от трудящихся в центральные органы управления. В этом ярко проявляется важнейшее качество аппарата управления, который прислушивается к голосу масс, поддерживает их активность, самодеятельность, творческую инициативу.

В-пятых, заметно повысился уровень деятельности органов государственного управления. Этому способствовали активная, направляющая роль КПСС, развитие и совершенствование ленинских принципов. То обстоятельство, что наша партия живет полнокровной жизнью, регулярно проводятся пленумы, заседания Политбюро, Секретариата ЦК КПСС, а также в местных парторганизациях в соответствии с Уставом партии проводятся пленумы, заседания бюро, секретариатов, оказывает огромное влияние на работу ЦК КПСС, советских, государственных, общественных органов. Так сложилось, что с первых лет Советской власти принципы и стиль партийной работы перенимались государственным аппаратом. Регулярно проводятся выборы в Советы, своевременно созываются сессии Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, повысились роль и распорядительные функции министерств, ведомств и учреждений.

В-шестых, на основе развития социалистической демократии происходит систематическое совершенствование аппарата управления, которое прежде всего означает: улучшение работы с кадрами, повышение их ответственности за порученное дело, строжайшее соблюдение законности и государственной дисциплины во всех звеньях управления, внедрение научных основ в его организацию. Наряду с этим партия и правительство проводят конкретные меры по удешевлению аппарата управления. И здесь речь идет не только об экономии средств и сокращении аппарата, а также о таких важных мерах, как улучшение структуры аппарата управления, устранение дублирования и параллелизма, усиление контроля за его деятельностью со стороны Советов, коллективов трудящихся, органов народного контроля. А участие трудящихся в управлении и контроле — одно из могучих средств повышения коммунистической сознательности и активности советского человека.

В-седьмых, впервые за многие годы широко, по-ленински поставлен вопрос о масштабном изучении и использовании центральными управленческими органами местного опыта, к чему так настойчиво призывал Владимир Ильич. Политика нашей партии исходит из того, что организация и управление в социалистическом обществе, опирающиеся на ленинский принцип демократического централизма, предусматривают органическое сочетание единого, централизованного, планового руководства хозяйством и социально-культурным строительством с развитием местной инициативы, с разнообразием путей, методов и средств достижения общей цели.

За последние годы у нашей партии накопился огромный опыт местной работы, использование которого имеет важное значение для развертывания творческой инициативы масс, дальнейшего политического и производственного подъема. Использование этого опыта ведется с учетом ленинских рекомендаций, без преклонения перед областничеством, местничеством, а с другой стороны, без смешения демократического централизма с бюрократизмом.

Растущие требования к неуклонному повышению качества работы партийного и государственного аппарата органически связаны с огромными социально-экономическими преобразованиями, происходящими в советском обществе.

В настоящее время важнейшей задачей является выполнение Директив XXIV съезда партии по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971—1975 годы. В условиях всемерной мобилизации усилий трудящихся на успешное решение задач коммунистического строительства особенно необходима предельная слаженность всего управленческого, хозяйственного аппарата. От всех организаций, министерств и ведомств, от всех руководящих работников Центральный Комитет партии требует глубокого, партийного подхода к делу, строгого соблюдения партийной и государственной дисциплины. Самое важное сейчас — повысить ответственность всех кадров, каждого работника партийных и советских органов, всех звеньев управленческой системы за оперативное, действенное исполнение возложенных на них обязанностей. Каждый работник призван показывать пример четкости, организованности, исполнительности, безусловного соблюдения единства слова и дела.

 

Обратная связь