Публикации

К. У. Черненко: Ответы на вопросы корреспондента американской телевизионной компании Эн-Би-Си М. Кэлба

18 ноября 1984 г.

Опубликовано в книге: Избранные речи и статьи


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
КОРРЕСПОНДЕНТА АМЕРИКАНСКОЙ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КОМПАНИИ ЭН-БИ-СИ
М. КЭЛБА

18 ноября 1984 года

Вопрос. Что, по Вашему мнению, должно быть первоочередным в повестке дня советско-американских отношений, особенно с учетом переизбрания президента Рейгана?

Ответ. Задача состоит не в том, чтобы устанавливать какую-то формальную шкалу приоритетов, расставлять в порядке очередности вопросы в зависимости от тех или иных событий. Конечно, проблем в мире много, но сама жизнь, развитие международной обстановки в последние годы поставили во главу угла такие вопросы, которые, если их не решить совместными усилиями, могут обернуться большой бедой и для Соединенных Штатов, и для Советского Союза, как и всего человечества.

Речь идет о проблеме, которая, можно сказать, заслоняет все другие,— как отвести угрозу ядерной войны, найти способ остановить гонку вооружений, создать такую ситуацию в мире, когда народы не испытывали бы страха за завтрашний день. В этом деле позволить промедление недопустимо.

В некоторых западных столицах бытует опасный стереотип, будто, нагромождая горы оружия, можно обеспечить себе безопасность. Это было неразумно в прошлом, а в ядерный век вообще несостоятельно, абсурдно.

Все мы живем на одной планете или, как говорится, в одном общем доме. Надо сделать так, чтобы в этом нашем доме было как можно меньше взрывоопасного материала.

Об этом, об ограничении и сокращении вооружений, прежде всего ядерных, о предотвращении распространения гонки вооружений на области, ею еще не захваченные, СССР и США должны договориться в первую очередь.

Со своей стороны мы готовы вести — и вести энергично — дело именно к этому. Более того, нами предложены практические — подчеркиваю: практические — пути достижения этой цели.

В недавнем интервью газете «Вашингтон пост» мною уже упоминались некоторые из них. Это — заключение соглашения о предотвращении милитаризации космоса, замораживание ядерных вооружений в количественном и качественном отношении, завершение работы над соглашением о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия.

Список возможных шагов с целью укрепления стабильности и безопасности можно, конечно, продолжить. Я назвал актуальные и, на наш взгляд, объективно наиболее легко разрешимые вопросы.

Если заявления, которые делаются в последнее время в Вашингтоне, о стремлении решать вопросы ограничения вооружений не останутся просто словами, то мы могли бы наконец начать двигаться к более нормальным отношениям между нашими двумя странами, к более безопасному миру. Короче говоря, дело за тем, чтобы США присоединились к нам в поиске практических решений конкретных проблем.

Вопрос. Согласились ли бы Вы встретиться с президентом Рейганом в течение шести месяцев после начала второго срока его полномочий 20 января 1985 года для обсуждения советско-американских отношений?

Ответ. Мне уже приходилось высказывать вполне определенно мнение о том, что личные контакты между руководителями государств имеют важное значение.

Собственно, и опыт советско-американских отношений подтверждает это. Встреча на высшем уровне способна дать мощный импульс конструктивному развитию взаимоотношений, если в результате такой встречи достигаются крупные, ясно очерченные цели.

Можно ли сказать, что уже сложились условия, необходимые для того, чтобы советско-американская встреча на высшем уровне принесла результаты, которых от нее ожидают? Откровенно говоря, не думаю.

Когда будет уверенность в успехе встречи на высшем уровне, в ее положительных результатах, тогда не составит труда определить и сроки ее проведения.

Вопрос. Считаете ли Вы, что имеется возможность когда-либо вернуться к разрядке в советско-американских отношениях так, как она практиковалась в 70-е годы, в качестве направляющей основы для этих отношений? Или же требуется новая основа, и если да, то какой она могла бы быть?

Ответ. Скажу так. Именно в 70-е годы совместными усилиями наших двух стран впервые удалось добиться крупного сдвига в направлении решения казавшейся до того невыполнимой задачи — ограничения и сокращения ядерных вооружений. Тогда же США и СССР неплохо взаимодействовали в решении некоторых международных проблем. В совокупности все это самым положительным образом сказывалось на общей обстановке в мире.

Немало было сделано и в области собственно советско-американских отношений к обоюдной выгоде обеих сторон. В итоге значительно повысилась степень взаимного доверия.

Что же позволило осуществить такие шаги, которые во многом и сделали возможной разрядку международной напряженности, характеризовавшую 70-е годы? Главное — это осознание того, что гонка вооружений не в состоянии обеспечить ничьей безопасности, готовность на деле строить отношения между собой на основе равенства с учетом законных интересов друг друга и без ущерба для интересов третьих стран.

Мы убеждены, что иной разумной базы для отношений между СССР и США не может быть, если ориентироваться не на конфронтацию, а на мирное сосуществование. Если обе стороны будут последовательно из этого исходить — а Советский Союз так и поступает,— то это обеспечит конструктивное развитие советско-американских отношений. Эти отношения должны стать важным позитивным фактором международной обстановки. Я говорю об этом, учитывая особую ответственность наших стран за сохранение мира.

При таком характере отношений между нашими странами открывались бы, кроме всего, широкие возможности для сотрудничества СССР и США в решении глобальных проблем, волнующих сейчас человечество, таких, скажем, как борьба с голодом в ряде районов мира и сохранение окружающей среды.

 

Обратная связь