Публикации

К. У. Черненко: Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС

10 апреля 1984 г.

РЕЧЬ НА ПЛЕНУМЕ
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС

10 апреля 1984 года

Товарищи!

Завтра открывается первая сессия вновь избранного Верховного Совета СССР. На Политбюро ЦК мы дали всестороннюю оценку итогам прошедших выборов. Они продемонстрировали полное одобрение и всеобщую поддержку трудящимися политического курса партии. Мнением более 180 миллионов избирателей подтвержден бесспорный рост авторитета Советской власти. На основе выраженного народом доверия можно уверенно продолжать нашу работу.

Основные направления этой работы определены XXVI съездом КПСС. Они развиты и конкретизированы последующими Пленумами ЦК. Речь идет о такой стратегии продвижения к коммунизму, которая не имеет ничего общего ни с медлительностью в действиях, ни с перескакиванием исторически необходимых ступеней развития. Речь идет о том, что на пути к высшим целям партии нам еще предстоит решить немало крупных и сложных задач, относящихся по своему происхождению и характеру к первой фазе коммунистической формации. В этом, собственно говоря, и состоит сегодня главное содержание большой и напряженной работы по совершенствованию развитого социализма.

Понятно, что выполнить эту работу нельзя без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни. Этого мы добивались и когда принимали меры, необходимые для ускорения роста нашей экономики. И когда направили силы партии на решительное улучшение идеологической деятельности. Эту линию мы будем вести и впредь.

Сам характер вопросов, вынесенных сегодня на Пленум, дает прекрасный повод поглубже разобраться, как лучше использовать те резервы активизации масс, которые заложены в дальнейшем совершенствовании социалистической демократии, всей политической системы общества. И прежде всего в улучшении деятельности Советов — политической основы СССР, могучего орудия социалистического строительства.

Напомню, что вскоре после Октября В. И. Ленин поставил задачу превратить Советы в такие органы государственного руководства, которые работали бы не только для трудящихся, но и через трудящихся. Ныне с полным правом можно сказать, что задача эта в основном решена. 2 миллиона 300 тысяч депутатов, представителей рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей, десятки миллионов активистов — вот через кого ведутся у нас дела государства.

Мы постоянно — и особенно после принятия новой Конституции СССР — расширяли полномочия Советов всех ступеней. Это способствовало более полному осуществлению в их деятельности ленинского принципа единства законодательства, управления и контроля.

Однако, товарищи, надо признать, что огромный потенциал Советов реализуется все же недостаточно. Сошлюсь на такой пример. У нас принят ряд решений с целью повысить роль местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве. Рассчитывали — и правильно рассчитывали,— что это поможет обеспечить комплексное развитие экономики на местах, выставит более прочный заслон против ведомственности, позволит полнее удовлетворять многообразные запросы населения, улучшить его обслуживание.

Словом, решения хорошие. Но выполняются они медленно, половинчато. Многие министерства все еще пытаются действовать в обход местных Советов. Концентрируя свою деятельность на строительстве и реконструкции промышленных объектов, они зачастую не уделяют должного внимания жилищному строительству, объектам социально-бытового и культурного назначения. Да и сами Советы, отнюдь, не всегда проявляют должную настойчивость в использовании своих прав. В результате сплошь и рядом не вводятся в срок жилье, больницы, детские учреждения. Недостроенные объекты порой принимаются как готовые. Допускаются нарушения норм охраны природы.

Есть и другие проблемы, в решении которых Советы должны проявлять больше активности. Разве могут, например, народные депутаты мириться с такими фактами, о которых трудящиеся нередко пишут в центральные органы, как холод в квартирах, антисанитария в городе, поселке, недостатки в работе транспорта, плохое освещение улиц или хулиганство в общественных местах?

В общем существует определенное противоречие, расхождение между богатейшими возможностями Советов и тем, как они используются на деле. Нельзя тут не вспомнить ленинскую мысль о том, что полновластие Советов «недостаточно формально декретировать… а необходимо еще практически наладить и проверять на регулярной, повседневной работе управления».

Выводы отсюда следуют очевидные. Надо использовать все методы партийного влияния на деятельность Советов, чтобы поднять ее эффективность, устранить всякие элементы формализма. Это требование дня. Оно предъявляется всем партийным комитетам. И, конечно же, депутатам-коммунистам, через которых партия и осуществляет свою руководящую роль в Советах. Здесь важен их пример, важно их ответственное отношение к депутатским обязанностям. Они призваны вносить в работу Советов организующее начало, сплачивать вокруг себя всех народных избранников, стимулировать и направлять их творческую инициативу.

Именно такова, товарищи, сегодня наша главная общепартийная задача в руководстве Советами. Мы должны добиваться, чтобы их закрепленное в конституции полновластие постоянно и повсеместно находило свое выражение и в содержании, и в стиле их деятельности.

Возьмите ту же работу сессий. Именно здесь наиболее полно раскрывается сущность Советов как органов подлинного народовластия, выражающих интересы и коллективный опыт масс. Велика роль сессий и в наших хозяйственных делах. На них регулярно рассматриваются и утверждаются планы, отчеты об их выполнении. Здесь встают серьезные вопросы развития нашей экономики. По логике вещей они должны вызывать столь же серьезный, живой обмен мнениями. Так, однако, бывает далеко не всегда.

Но дело не только в этом. Хозяйственная работа, как и действенный контроль за ней, требуют и конкретности, и оперативности. А этого, понятно, трудно добиться, если обращаться к ней лишь на сессиях, как бы активно они ни проходили.

В каждом Совете существуют постоянные комиссии. Вот и надо, чтобы они постоянно держали руку на пульсе нашей экономической жизни. А значит, и своевременно откликались на нужды народного хозяйства, помогали найти обоснованные экономические решения Советов, их исполнительных органов, систематически контролировали выполнение этих решений. Опыт в этом отношении есть. Но время требует его значительного обогащения.

Мы вышли на чрезвычайно ответственный рубеж пятилетки, когда счет идет уже на месяцы. Причем положение вовсе не такое, чтобы можно было обойтись без дальнейшего повышения напряженности нашей хозяйственной работы. Об этом говорят и итоги первого квартала. Определенные успехи налицо. Вместе с тем выявились и отстающие участки.

На ближайшем заседании Политбюро мы специально рассмотрим ход выполнения народнохозяйственного плана, наметим конкретные меры по улучшению состояния дел. Но и сейчас ясно: будет правильно, если все мы, каждый из нас запретим себе какую бы то ни было расслабленность. Беспокойство, даже, если хотите, тревога за государственный план не должны оставлять нас ни на минуту. И давайте договоримся: за всякий срыв, за любые недоделки, допущенные в этом году, спрос должен быть строже, чем когда-либо. Иной наша партийная позиция быть не может.

От депутатов-коммунистов мы ждем, что они помогут утверждению такого же подхода к делу и в Советах. Наша экономика немало выиграет, если Советы возьмут за правило взыскательно и объективно оценивать работу хозяйственных руководителей всех уровней.

На сессии Верховного Совета нам предстоит утвердить состав Совета Министров СССР. В связи с этим хотел бы обратить внимание наших министров и руководителей ведомств, что их роль и ответственность в решении народнохозяйственных задач исключительно велика и многогранна. Это и личная творческая инициативная деятельность. Это умение и способность организовать дружную, сплоченную работу подведомственных предприятий и организаций. Это и четкое взаимодействие и решение вопросов со смежниками. И, безусловно, постоянная забота и внимание к нуждам и запросам трудящихся. Насколько успешно работает тот или иной руководитель, мы будем судить не только по полному и своевременному выполнению плановых показателей, договорных обязательств, но и по реальным усилиям, направленным на улучшение условий труда и быта людей.

Мы приступили сейчас к всестороннему совершенствованию системы управления народным хозяйством, ищем новые формы и структуры экономической деятельности. Однако необходимые поиски нового не должны, понятно, отвлекать нас от более эффективного использования уже имеющихся институтов управления. И прежде всего советских органов. Тут не надо создавать новых мощностей. Достаточно полностью задействовать существующие.

Ну а раз зашла речь об управлении, не могу обойти проблему сокращения административного аппарата. Работу по сокращению надо вести не только на низших и средних ступенях управления, но и на его, так сказать, вершинах. Нравится это кому-то или нет, но такова необходимость. Тем более что пример центра много стоит.

Все мы понимаем, что речь идет о деле серьезном. И браться за него надо по-партийному. Во-первых, отставить в сторону субъективные соображения. И, во-вторых, проникнуться сознанием, что это не единовременная кампания. Наша цель — добиться оптимального соотношения численности работников, занятых на производстве и в управлении. Перемещениями из одной конторы в другую тут не обойдешься. Необходимо устранять причины разбухания административного аппарата, постоянно улучшать организацию и техническое оснащение управленческого труда. И, разумеется, создавать условия, в которых люди сами были бы заинтересованы перейти, образно говоря, от канцелярского стола к станку. Ясно, какие при этом встают проблемы. И надо, чтобы их решением вплотную занялись государственные, плановые органы и, конечно, верховные и местные Советы.

Мы, товарищи, помним ленинское требование, чтобы в работе Советов «на первое место встал фактический контроль за действительным осуществлением постановлений центральной власти и местных учреждений…». Дело это у нас в общем поставлено. Многие Советы плодотворно используют свое право контролировать деятельность подотчетных органов и должностных лиц, организаций и предприятий, расположенных на их территории. И все же тут есть еще над чем поработать депутатам-коммунистам, партийным группам в Советах.

Существует, например, и такая действенная форма контроля, как депутатский запрос. Я поинтересовался, часто ли она применяется. Оказывается, за последние годы во всех Советах в среднем приходится один запрос примерно на тридцать депутатов. Сама по себе эта цифра, может быть, мало что говорит. Но сопоставьте ее с потоком писем трудящихся в ЦК, в газеты, да и в Советы всех ступеней. Во многих письмах поднимаются крупные, волнующие людей вопросы нашей жизни. Уверен, что народные депутаты и хорошо знают, и разделяют эти заботы трудящихся. А вот выражать их в Советах, выносить на общее, гласное обсуждение, оказывается, умеют не все.

Следует, видимо, поднять роль Советов и в контроле за соблюдением всех принимаемых ими решений, всех советских законов. Законы у нас никому не позволено ни нарушать, ни обходить. Говорю о том, что всем известно. Но говорю потому, что, к сожалению, не все делают отсюда необходимые практические выводы.

Далеко ходить за примерами не надо. Многие из нас не раз сталкивались с такой ситуацией. Только что обсужден и единогласно утвержден пятилетний или годовой план. Он, стало быть, приобрел силу закона. А что происходит потом? Ведь это же факт, что представители то одного, то другого ведомства, то одной, то другой области часто без должных оснований требуют новых материальных, финансовых ресурсов сверх тех, что уже выделены им по плану. Это, прямо скажем, наша старая беда. А некоторые товарищи так свыклись с ней, что считают это чуть ли не нормой жизни. Более того, кое-кто, видимо, полагает, что проявляемая при выколачивании дополнительных средств «пробивная сила» — лучшее свидетельство деловитости.

Это, конечно, не так. Подлинная деловитость нужна при составлении планов, при их обсуждении в комиссиях, на сессиях Советов. Вот где надо спорить, отстаивать интересы избирателей, выраженные в их наказах, бороться за свое мнение. Ну а когда план стал законом, его надо уважать, соблюдать и неукоснительно выполнять. И это не только вопрос хозяйственной дисциплины. Это вопрос партийной, политической ответственности. Кому, как не нам, коммунистам, да еще коммунистам-руководителям, прежде всего надлежит заботиться об укреплении авторитета законов Советской власти.

Не зря говорят: строг закон, но справедлив. Законы у нас действительно строгие. И столь же строго они должны соблюдаться. Иначе впустую пойдут все усилия по укреплению порядка, организованности, социалистической законности. Но, разумеется, не для того мы обо всем этом печемся, чтобы сковывать инициативу людей, загонять их жизнь в «тиски», как толкуют на Западе. Нет. В законе для нас важна не только строгость, но и его справедливость, причем понимаемая в самом широком плане. И в том, что перед законом все равны. И в том, что наши правовые нормы, наше законодательство направлены на защиту интересов трудящихся, на развитие их трудовой и общественной активности.

Такой и была направленность большой законодательной работы, проделанной Верховным Советом десятого созыва. Назову хотя бы принятый им Закон о трудовых коллективах. Ту же линию, несомненно, Верховный Совет СССР и Верховные Советы республик продолжат и в дальнейшем. Главное, чтобы и действующие законы, и новые служили расцвету социалистической демократии, привлечению все более широких масс к заинтересованному участию в управлении производством, государством, обществом.

Товарищи! В такой стране, как наша, естественно, не могут быть сняты с повестки дня задачи совершенствования межнациональных отношений. Советы, сыгравшие выдающуюся роль в ликвидации национальной розни, утверждении братской дружбы народов, должны серьезно вникать в содержание национального вопроса и в том виде, в каком он существует в условиях развитого социализма. Ведь это именно та сфера, где плодотворную работу невозможно вести иначе как на коллективистской, интернационалистской основе, с учетом всех тонкостей дела.

И в структуре, и во всей деятельности наших Советов — прежде всего Верховного Совета СССР — зримо воплощается единство интернационального и национального. Это хорошо служило и служит укреплению Союза ССР. Вместе с тем мы не считаем сложившиеся межнациональные отношения в нашем государстве чем-то застывшим, неизменным, не подверженным влиянию новых обстоятельств и времени. А это значит, что, развивая существующие, оправдавшие себя организационные формы и методы работы, надо постоянно искать и другие, способствующие расцвету наций и их сближению. Думается, что вопрос этот, порождаемый самим ходом жизни, заслуживает внимания и членов ЦК, и депутатов Верховного Совета.

Весомый вклад Советы — прежде всего Верховный Совет СССР — вносят и в большую повседневную работу, направленную на решение наших внешнеполитических задач. Мы с вами хорошо знаем, как сложна современная международная обстановка. КПСС и Советское государство прилагают огромные усилия, чтобы предотвратить ядерную войну, сохранить и упрочить мир на земле. Последовательно, инициативно мы ведем дело к тому, чтобы снять напряженность в мировой политике, обуздать гонку вооружений, надежно обеспечить безопасность страны. В круг наших повседневных забот входит укрепление международных позиций социализма, солидарности с освободительными движениями.

Постоянные комиссии палат Верховного Совета по иностранным делам много делают для развития наших связей с внешним миром, представляют страну на важных международных встречах, в трудных подчас переговорах. Однако к этой ответственной деятельности пока что активно подключается сравнительно узкий круг депутатов. Для других — выполнение депутатских обязанностей часто сводится в основном к участию в акциях протокольного характера. Вряд ли это оправдано.

Большее внимание комиссии по иностранным делам могли бы уделять координации и контролю деятельности ведомств и организаций международного профиля, чаще заслушивать на своих заседаниях их представителей. Иначе говоря, назрела необходимость расширить рамки работы депутатов, входящих в эти комиссии.

Особо хотел бы сказать о работе Советов по дальнейшему укреплению обороноспособности нашей Родины. Современная обстановка требует от нас постоянных и всесторонних усилий по обеспечению безопасности страны и надежной защиты мирного труда советских людей. И в решение этой задачи Советы должны вносить свой вклад.

В общем, товарищи, коммунистам-депутатам, партийным комитетам, партии в целом нужно добиваться, чтобы Советы всегда проявляли деятельную заботу обо всем, чем живут народ, страна.

Сейчас внимание советских людей приковывает реформа школы. Это вопрос огромного общеполитического значения, что, собственно, и побудило нас поставить его на Пленуме ЦК.

Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса.

В условиях научно-технической революции, лавинообразного роста информации этот закон предъявляет небывало высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто учит,— от рядового педагога до министра. Реформа и призвана создать все необходимые предпосылки для выполнения этих требований. И, разумеется, устранить имеющиеся недостатки в сфере просвещения, в том числе и в руководстве ею.

Сейчас, после всенародного обсуждения, проект ЦК о реформе школы обогащен коллективным разумом и жизненным опытом миллионов. Хотел бы присоединиться к товарищам, предложившим в основном одобрить его и вынести на рассмотрение Верховного Совета.

Теперь надо думать о том, чтобы идеи реформы были полностью воплощены в жизнь, не остались на бумаге. Главное здесь — подвести под всю работу по преобразованию школы прочную материальную и организационную базу. Позаботиться следует о многих вещах — от перестройки учебного процесса и налаживания труда школьников, наведения порядка в работе детских домов и интернатов до улучшения условий жизни учителей.

Кстати, могу сообщить, что уже с 1 сентября начнется поэтапное повышение зарплаты учителям и другим работникам народного образования в среднем на 30—35 процентов. Эта мера коснется шести миллионов человек. Она потребует около трех с половиной миллиардов рублей в год. Непросто выкроить из госбюджета такую сумму. Но мы считаем, что это очень верное, хозяйское вложение народных денег.

Реформа школы — не одноразовое мероприятие. И дело не только в том, что она рассчитана на две пятилетки. Когда речь идет о живых людях, а тем более о детях, нельзя все расписать наперед. Практика, безусловно, будет вносить поправки в какие-то наши наметки и планы, и бояться этого не следует. Важно не потерять из виду наш стратегический ориентир — формирование всесторонне развитой личности.

Важно также четко представлять себе характер и масштабы тех проблем, которые встают в связи с реформой, но во многом выходят за ее рамки. Для организации производительного труда старшеклассников планируется, например, выделить или создать в различных отраслях экономики несколько миллионов рабочих мест, оснащенных современным оборудованием. Вопрос, товарищи, ставится именно так. И Госплану предстоит органично вписать это большое дело в основные направления экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 года.

Чем теснее мы сблизим школу и производство, тем полновеснее будет отдача от реформы. Отдача воспитательная, политическая. Советская молодежь должна вступать в самостоятельную жизнь высококультурной, образованной и трудолюбивой. И кем бы ни стали наши дети — рабочими или агрономами, учеными или инженерами,— они должны получать классовую закалку в трудовых коллективах. Надо добиваться, чтобы их знакомство с производством давало именно тот воспитательный эффект, который нам нужен.

Мы ждем от реформы и отдачи экономической, кадровой. Каждое созданное для старшеклассников рабочее место должно приносить обществу конкретный результат — пусть небольшой, но обязательно реальный. А после завершения среднего образования в народное хозяйство вольются миллионы выпускников школ и ПТУ, вооруженных прочными знаниями и необходимыми трудовыми навыками.

Хочу подчеркнуть при этом, что упор, который мы сейчас делаем на воспитание посильным для школьника производительным трудом, при всей его принципиальной важности не отменяет ту истину, что главный труд детей — это, конечно же, учеба, прочное овладение основами наук. Отсюда и требование улучшить преподавание в школе всех общеобразовательных дисциплин, в том числе, разумеется, и гуманитарных. Без этого невозможно надежно обеспечить сегодня, а тем более в перспективе, все участки коммунистического строительства людьми, хорошо знающими свое дело, способными постоянно расти и в чисто профессиональном, и в интеллектуальном плане.

Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания. Разгружая учебные программы, создавая новые, толковые учебники, нельзя облегчать их идейно, снижать научный уровень преподавания. Призвание школы — формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины. И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам.

Надо, чтобы в школе не только говорили на темы коммунистической морали, а учили ребят строить в соответствии с ней свое поведение. Вот для чего следует активнее развивать самоуправленческие начала в школьных коллективах. Естественно, при умной помощи учителей. В работе пионерских дружин и комсомольских организаций школ не должно быть ни казенщины, ни скуки.

Как ни велика роль школы, но воспитывает растущего человека не только она. Основы характера, исходные жизненные установки — все это закладывается в семье. И не жди добра, если школа внушает одно, а семья — другое. Мимо подобных явлений не вправе проходить партийные и комсомольские организации, трудовые коллективы.

Реформа создает условия для сопряженного развития всей системы народного образования. Включая, разумеется, и высшую школу, которая существенно влияет на темпы нашего экономического, социального и духовного прогресса, да и на обороноспособность страны. Именно здесь создаются человеческие предпосылки того, что является нашей первостепенной заботой,— органичного соединения социалистической системы хозяйствования с новейшими достижениями научно-технической революции.

На XXVI съезде партии, на июньском Пленуме ЦК отмечались значительные недостатки в работе Минвуза СССР. Однако поставленные перед высшей школой задачи далеко не выполнены. Видимо, дают себя знать сила инерции, привычки к старому. Хотя есть тут и объективные трудности. Надо разобраться, что к чему, и поправить положение дел.

Вообще, товарищи, надо внимательно посмотреть, как выполняются решения XXVI съезда во всех областях. Скоро новый партсъезд, и готовиться к нему следует уже сейчас.

Для нас, коммунистов, подготовка к съезду — это период осмысления, подытоживания достигнутого, период активного закрепления всего позитивного, чего мы добились. Это и время извлечения уроков из допущенных ошибок, самокритичного анализа недостатков, определения путей их преодоления и главное — путей решения новых больших задач.

Выполнение этих задач в решающей степени зависит от кадров. Кадры — действительно золотой фонд партии и государства. И он нуждается в постоянном пополнении, притоке свежих сил. К тому же, как показала отчетно-выборная кампания в партийных организациях, не все коммунисты-руководители оправдывают оказанное им доверие. В работе с кадрами, как нигде, важна четкая, продуманная система. Здесь недопустимы ни частая сменяемость, ни какое бы то ни было окостенение кадрового состава. У нас вроде бы все партийные комитеты имеют резерв на выдвижение. Но почему же, товарищи, когда надо найти способного человека на ответственный пост, то сделать это подчас крайне тяжело? Выходит, что резерв-то часто бумажный. В это важнейшее дело следует внести полную ясность. С этой целью мы и хотим обстоятельно рассмотреть на Политбюро назревшие вопросы современной кадровой политики.

Товарищи, подводя итоги сделанного, мы должны постоянно и глубоко анализировать ход осуществления всех наших крупных социально-экономических программ. Таких, например, как Продовольственная, Энергетическая.

Особого внимания требует сейчас разработка новой, двенадцатой пятилетки. Не менее важно определить ключевые проблемы и перспективы развития страны на ближайшие десятилетия. Ведь мы собираемся вынести на обсуждение XXVII съезда новую редакцию партийной Программы. Вот и надо не только подвести под нее солидный общетеоретический фундамент, но и органично связать ее с хорошо обоснованными экономическими планами и прогнозами. Это и позволит дать объективную реалистическую картину совершенствования развитого социализма и постепенного продвижения к коммунизму.

Так что, идя навстречу XXVII съезду, нам надо создавать основательный идейный задел. Лучшим напутствием в этой работе могут служить ленинские слова, что «более общие, более широкие или более далеко идущие взгляды нам сейчас вдвойне необходимы…».

Да, мы должны значительно активизировать коллективную мысль партии. Причем мысль не только общетеоретическую, но и политическую. Теория, обогащенная новым опытом, и опыт, творчески осмысленный в свете марксистско-ленинской теории,— это всегда составляло и составляет важнейший источник силы нашей партии.

Товарищи, сегодня на Пленуме обсуждались вопросы, которые волнуют каждого коммуниста, каждого советского человека. Мы принимаем верные решения. На всех участников Пленума ложится большая ответственность за их судьбу. Теперь надо сообща, дружными усилиями всей партии, вместе со всем народом настойчиво проводить их в жизнь.

(Речь была выслушана с большим вниманием и неоднократно прерывалась продолжительными аплодисментами.)

 

Обратная связь