Публикации

К. У. Черненко: Совещание в Хельсинки и международная безопасность

Октябрь 1975 г.

СОВЕЩАНИЕ В ХЕЛЬСИНКИ
И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Из статьи,
опубликованной в журнале
«Международная жизнь»
№ 10, 1975 год

1

Начиная с 60-х годов Советский Союз и другие страны социалистического содружества выступили с рядом предложений по обеспечению коллективной безопасности в Европе. Огромное значение в этом сыграли решения XXIII съезда КПСС, предусматривавшие меры по оздоровлению обстановки, по упрочению безопасности в Европе.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии подчеркивается, что за годы, прошедшие после XXII съезда, «Советский Союз вместе с другими странами социализма проводил свою политику под знаком борьбы за разрядку напряженности, за укрепление мира, за мирное сосуществование государств с различным общественным строем, за создание таких условий в международной жизни, при которых каждый народ мог бы свободно развиваться по пути национального и социального прогресса». В докладе отмечалась назревшая необходимость нормализации отношений в Европе. Учитывая, что на этом пути важное значение имеет развитие деловых связей, в Директивах XXIII съезда КПСС был определен курс на дальнейшее расширение внешнеэкономических связей с социалистическими, развивающимися странами, а также с промышленно развитыми капиталистическими странами, которые проявляют готовность развивать торговлю с Советским Союзом.

Политика КПСС, направленная на упрочение безопасности на европейском континенте, нашла свое яркое убедительное воплощение в предложениях СССР о военной разрядке, сокращении вооружений, развитии деловых связей, о проведении с этой целью международного совещания, о решении германского вопроса на основе реально сложившегося положения. Эта программа стала основой для дальнейшего развертывания Советским Союзом и братскими социалистическими странами борьбы за обеспечение мира и безопасности в Европе.

Важной вехой на этом пути явилось совещание Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора, состоявшееся в Бухаресте в 1966 году. В принятой Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе страны — участницы совещания обратились с горячим призывом ко всем правительствам и нациям, ко всем силам мира и прогресса на европейском континенте без различия идеологических, политических или религиозных убеждений «объединить свои усилия для того, чтобы Европа — один из важнейших центров мировой цивилизации — стала континентом всестороннего и плодотворного сотрудничества между равноправными нациями, мощным фактором стабильности, мира и взаимопонимания во всем мире». Участники совещания указали на то, что социалистические страны всегда последовательно выступали против деления мира на военные блоки или союзы и что в случае прекращения действия Североатлантического пакта Варшавский Договор также утратит свою силу. Вместе с тем было заявлено, что до тех пор, пока будет существовать Североатлантический пакт и агрессивные империалистические круги будут угрожать миру, социалистические страны преисполнены решимости укреплять свою мощь и обороноспособность.

Развивая далее эти принципиальные положения, декларация определяла конкретную программу укрепления мира и безопасности на европейском континенте. В частности, она предусматривала созыв общеевропейского совещания для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества в Европе. Программа, предложенная социалистическими странами, открывала реальную перспективу установления мирных отношений и взаимовыгодного сотрудничества европейских государств.

Эта программа была поддержана конференцией 24 коммунистических и рабочих партий Европы по вопросам безопасности, состоявшейся в апреле 1967 года в Карловых Варах.

В конце февраля — начале марта 1968 года в Будапеште была проведена консультативная встреча, в которой участвовали представители 67 коммунистических и рабочих партий. Участники встречи высказались за созыв нового международного совещания коммунистических и рабочих партий, за упрочение мира и международной безопасности.

Развертывая борьбу за европейскую безопасность, Советский Союз, несмотря на происки агрессивных сил, исходил из наличия реальных предпосылок для решения этой задачи: усилившегося влияния социалистических государств на мировую политику, активизации борьбы коммунистов и широкой общественности за мир, растущего в среде буржуазных политиков понимания опасности гонки вооружений и заинтересованности в развитии деловых связей.

Принципиальная и последовательная позиция КПСС, братских коммунистических и рабочих партий была изложена на международном Совещании коммунистических и рабочих партий, состоявшемся в Москве в июне 1969 года. В документе, принятом этим совещанием, подчеркивалось: «Проблемой, которая занимает первоочередное место в заботах и чаяниях европейских народов, является осуществление прочной безопасности на этом континенте».

Важно отметить, что выдвинутое впервые на бухарестском совещании предложение о созыве европейского совещания по вопросам безопасности получило широкую поддержку. С тех пор государства Варшавского Договора уделяли неослабное внимание проблемам подготовки и созыва общеевропейского совещания, в частности вопросам его состава и повестки дня. Они обсуждались на совещании Политического консультативного комитета в Будапеште в марте 1969 года, во время встречи руководящих деятелей социалистических стран в Москве в декабре 1969 года, на совещаниях министров иностранных дел государств — участников Варшавского Договора, проходивших в последние годы.

В марте 1969 года Политический консультативный комитет государств — участников Варшавского Договора обратился ко всем европейским государствам с призывом провести предварительную встречу представителей для согласования порядка созыва и повестки дня совещания.

Как показали события, усилия социалистических стран, направленные на созыв совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в целях разрядки напряженности, не пропали даром. Их инициатива и настойчивость способствовали воплощению в жизнь идеи коллективной безопасности в Европе. 5 мая 1969 года правительство Финляндии заявило, что оно готово выступить организатором совещания и предварительной встречи по его подготовке, если соответствующие правительства сочтут это целесообразным. Поддерживая инициативу Финляндии, государства — участники Варшавского Договора на заседаниях министров иностранных дел в 1969—1970 годах предложили включить в повестку дня совещания вопросы обеспечения безопасности в Европе и отказа от применения силы во взаимных отношениях европейских государств, расширения торговых, экономических и научно-технических связей, культурного и политического сотрудничества между европейскими государствами, а также создания органа по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Эти идеи встретили сопротивление со стороны определенных реакционных кругов западных государств.

Собравшиеся на берлинское совещание Политического консультативного комитета представители государств Варшавского Договора в Заявлении по вопросам укрепления безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе от 2 декабря 1970 года отметили, что противники разрядки напряженности не прекратили своей опасной деятельности. Они выразили твердую решимость партий и правительств своих стран продолжать совместные действия во имя безопасности в Европе. Участники совещания особо подчеркнули, что установление равноправных отношений между Германской Демократической Республикой и государствами, которые пока не установили таких отношений, в том числе между ГДР и ФРГ, является обязательным условием обеспечения прочного мира на европейском континенте.

В феврале 1971 года министры иностранных дел государств — участников Варшавского Договора на встрече в Бухаресте высказались за переход к «новой и более активной фазе подготовки общеевропейского совещания».

Важными шагами на пути улучшения отношений между государствами с различным общественно-политическим строем, предпринятыми в начале 70-х годов, стало подписание серии двусторонних договоров и соглашений, начало которой положил договор Советского Союза с ФРГ. Договор между СССР и ФРГ, подписанный 12 августа 1970 года в Москве, которому недавно исполнилось пять лет, является надежным фундаментом для развития отношений между обеими странами, имеющими различный общественный строй. В процессе развития этих отношений расширилось сотрудничество, которое способствует достижению европейской безопасности.

Большое внимание положению в Европе уделил XXIV съезд КПСС. В Отчетном докладе ЦК КПСС было подчеркнуто, что подготовка общеевропейского совещания переносится в плоскость практической политики. Указывалось также, что для обеспечения безопасности в Европе необходимы: вступление в силу договоров СССР и ПНР с ФРГ; урегулирование проблем, связанных с Западным Берлином, исходя из уважения союзнических соглашений и суверенных прав ГДР; установление равноправных отношений между ГДР и ФРГ, основанных на общепринятых нормах международного права, а также принятие обоих государств в ООН; удовлетворение справедливого требования Чехословакии о признании недействительным мюнхенского соглашения 1938 года с самого начала.

В резолюции XXIV съезда КПСС указывалось, что одна из ключевых проблем укрепления всеобщего мира и разрядки напряженности — обеспечение европейской безопасности на основе признания сложившихся в результате второй мировой войны территориальных и политических реальностей. Серьезное значение в этом, говорилось далее, имеет дальнейшее развитие и углубление отношений между СССР и Францией. Важным шагом в направлении обеспечения безопасности на нашем континенте является заключение в 1970 году договора между СССР и ФРГ, а также договора между Польской Народной Республикой и ФРГ, ратификация которых будет способствовать оздоровлению обстановки в Европе. «Дальнейшему улучшению европейской обстановки призвано содействовать совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе».

В разработанной на XXIV съезде КПСС Программе мира было подчеркнуто, что при решении европейских проблем надо исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на континенте, добиться созыва и успеха общеевропейского совещания, приложить все усилия для обеспечения коллективной безопасности в Европе.

Советский Союз вновь подтвердил совместно выраженную странами — участницами оборонительного Варшавского Договора готовность согласиться на одновременное аннулирование этой организации и Североатлантического блока или в качестве первого шага на ликвидацию их военных организаций.

Отчетные доклады ЦК КПСС XXIII и XXIV съездам партии обогатили теорию и практику внешнеполитической деятельности Советского государства новыми положениями, имеющими определяющее значение для упрочения международной безопасности и сотрудничества народов. Важное место занимает Программа мира, получившая широкое международное признание. Развивая ленинские принципы внешней политики применительно к условиям развитого социалистического общества, в этих документах сделан глубокий марксистский анализ современной эпохи, ее основных тенденций, определены соотношение и расстановка классовых сил на международной арене. В них разработаны вопросы стратегии и тактики внешней политики, изложен ряд новых положений, имеющих первостепенное значение при выработке советской внешней политики. В частности, показано, что внешнеполитические отношения социалистических стран — одно из важных средств укрепления социалистического содружества. Внешняя политика СССР в условиях развитого социализма определяет конкретные пути и способы развития отношений с братскими странами на принципах социалистического интернационализма, с капиталистическими странами — на ленинских принципах мирного сосуществования. При нынешнем уровне развития производительных сил международное сотрудничество оказывает существенное влияние на положение трудящихся, их занятость, благосостояние и т. п.; перед лицом научно-технической революции и появления новых возможностей создания разрушительного оружия необыкновенной силы необходимо международное соглашение, запрещающее создание новых видов оружия массового уничтожения, новых систем такого оружия. Борьба за мир, разрядку напряженности должна вестись с участием всех заинтересованных сторон, она должна носить не эпизодический, а постоянный, непрерывный характер, без пауз и перерывов — только в этих условиях ей обеспечен успех.

Был выдвинут также ряд важных положений о государственном суверенитете, национальной независимости, роли больших и малых стран в международных отношениях.

Выполняя решения XXIV съезда КПСС, советская дипломатия осуществила ряд важных мер, имеющих крупное значение для упрочения европейской безопасности. Серьезным вкладом в создание системы европейской безопасности явилось четырехстороннее соглашение по вопросам, относящимся к Западному Берлину, которое заключили Советский Союз, США, Англия и Франция 3 сентября 1971 года. Это соглашение устранило опасный очаг напряженности и трений между государствами в центре Европы, нанесло удар по тем силам, которые долгие годы стремились использовать Западный Берлин для подрывной деятельности против стран социалистического содружества.

В связи с ратификацией договоров с СССР и Польшей в ФРГ развернулась острая борьба. Сторонники обанкротившейся «политики силы» вкупе с откровенными реваншистами пытались помешать их утверждению. Характеризуя позицию противников договора, Л. И. Брежнев говорил: «По их мнению, договоры не хороши, так как в них фиксируется нерушимость европейских границ, и они поговаривают о том, чтобы «пересмотреть» эти статьи в договорах. Но разве не ясно, что для переговоров о ревизии границ у противников договоров нет и не будет собеседников… Мы учитываем и тот факт, что большинство западногерманского населения стоит за улучшение отношений с Советским Союзом и другими социалистическими странами». Как показали последующие события, эти попытки противников договоров потерпели провал. В июне 1972 года договоры СССР и Польши с ФРГ вступили в силу.

Новым шагом на пути к ликвидации завалов «холодной войны» в Европе явилось подписание 21 декабря 1972 года Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ. Стороны, как указано в нем, «развивают нормальные добрососедские отношения между собой на основе равноправия» и соблюдения принципов Устава ООН. Они «будут решать свои спорные вопросы исключительно мирными средствами» и «воздерживаться от угрозы силой или ее применения». Этим договором подтверждены «нерушимость существующей между ними границы, ныне и в будущем», а также то, что «ни одно из обоих государств не может представлять другое в международных делах или действовать от его имени» и что суверенная власть каждого из них ограничивается его государственной территорией.

В соответствии с достигнутой договоренностью 11 декабря 1973 года в Праге был подписан Договор о взаимных отношениях между ЧССР и ФРГ. В нем говорится: мюнхенское соглашение 1938 года было навязано Чехословакии нацистским режимом под угрозой силы, и стороны рассматривают его как ничтожное. Одновременно ЧССР и ФРГ обязались разрешать споры исключительно мирными средствами, воздерживаться от применения силы или угрозы силой. Они подтвердили нерушимость своих общих границ в настоящем и будущем, заявили, что не имеют друг к другу территориальных претензий и не будут выдвигать их в будущем. Подписанным документом предусмотрено также расширение сотрудничества в области экономики, науки, техники и т. д. В конце 1973 года была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений Венгрией и Болгарией с ФРГ.

Подписанные и ратифицированные договоры СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ, как и соглашение о Западном Берлине, составили определенную систему договоров, которые открыли путь к созданию новой структуры отношений государств с различным социальным строем в Европе, к обеспечению прочной европейской безопасности. Эти документы отразили возрастающую роль в мировых делах социалистического содружества, конструктивная политика которого стала важным фактором укрепления европейской безопасности и всеобщего мира.

Новым шагом в борьбе за разрешение европейских проблем стала Декларация о мире, безопасности и сотрудничестве в Европе, принятая Политическим консультативным комитетом стран — участниц Варшавского Договора на совещании в Праге в январе 1972 года. СССР и братские страны социализма высказались за признание и практическое осуществление следующих основных принципов безопасности и отношений государств Европы: нерушимость границ, в том числе сложившихся в результате второй мировой войны; неприменение силы и решение всех спорных вопросов исключительно мирными средствами; мирное сосуществование европейских государств, принадлежащих к разным социальным системам; добрососедские отношения и сотрудничество в интересах мира; взаимовыгодные связи между странами в экономической, научно-технической, культурной областях, в сфере туризма и защиты окружающей среды; разоружение; поддержка ООН.

Со временем эти принципы получили широкий отклик у общественности и многих правительств европейских стран и содействовали согласию относительно подготовки общеевропейского совещания.

В декабре 1971 года министры иностранных дел государств — участников Варшавского Договора, рассмотрев вопрос о подготовке к созыву общеевропейского совещания, подтвердили согласие своих правительств с предложением Финляндии о проведении многосторонних консультаций заинтересованных государств, с тем чтобы договориться о повестке дня, процедуре работы, сроках и порядке созыва совещания.

Такие консультации проходили в Хельсинки с 22 ноября 1972 года по 8 июня 1973 года. Они стали возможными в результате важных изменений в международных отношениях, характеризующихся усилением стремления к переговорам между всеми державами — большими и малыми.

На всем протяжении консультаций представители СССР и других социалистических стран содействовали установлению и сохранению деловой атмосферы, проявляли гибкость, вносили конструктивные предложения. Возникавшие трудности, связанные с различием в позициях участников консультаций, а также со стремлением некоторых кругов на Западе сорвать общеевропейское совещание, шаг за шагом преодолевались. То обстоятельство, что безопасность и сотрудничество в Европе в равной степени отвечают интересам всех государств континента, обеспечило в конечном счете согласование в итоговом документе «Заключительные рекомендации Консультаций в Хельсинки» следующей повестки дня Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе:

1. Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.

2. Сотрудничество в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды.

3. Сотрудничество в гуманитарных и других областях.

4. Дальнейшие шаги после совещания.

Было решено провести совещание в три этапа. Первый состоялся в Хельсинки летом 1973 года на уровне министров иностранных дел. Второй этап совещания проходил в Женеве. Он представлял собой уникальное явление в мировой политике. В течение почти двух лет представители 33 государств Европы, США и Канады вырабатывали согласованные решения. Второй этап закончился в июле 1975 года.

Особо важное значение имел третий, завершающий этап совещания. Советский Союз и другие социалистические страны внесли предложение, чтобы третий, заключительный этап совещания был проведен с участием представителей государств на высшем уровне. Как отметил Л. И. Брежнев, речь идет о том, чтобы «заглянуть в будущее нашего континента, наметить пути развития взаимоотношений между заинтересованными государствами в условиях мирного сотрудничества. Это — задача поистине исторического масштаба».

Третий этап, состоявшийся в Хельсинки, увенчался подписанием 1 августа руководителями 35 государств Заключительного акта совещания.

Международная общественность, государственные и политические деятели высоко оценили успешное проведение совещания в Хельсинки, как эпохальное завоевание прогрессивных сил, создающее, благоприятные условия для дальнейшего развития международных отношений. Газета «Руде право» писала: «Вызывает удовлетворение, что не только в социалистических странах, которые выступили с инициативой созыва совещания, но и в реалистически мыслящих кругах капиталистических государств преобладает точка зрения, что подписанный в Хельсинки Заключительный акт представляет собой широкую основу для дальнейшего развития односторонних, двусторонних и многосторонних действий стран-участниц на годы и даже десятилетия вперед».

В решениях совещания и на Востоке, и на Западе нашего континента справедливо видят гарантию прочного мира. Показательно в этом отношении мнение видного деятеля голлистской партии, бывшего министра обороны Франции М. Дебре, который писал в газете «Фигаро»: «Совершенно очевидно, что французский политический деятель, а вместе с ним и многие другие должны найти в совещании в Хельсинки предмет для размышлений — какую позицию должна занять наша страна не только в предстоящие месяцы, но и в ближайшие годы? Прежде всего необходимо осознать нашу настоятельную потребность в безопасности, точнее говоря, в разрядке напряженности. Это потребность всей Европы, и, в частности, для нас она огромна… Хотят этого или нет, но на период, протяженность которого нельзя определить, разрядка связана с сохранением территориальных границ, установленных после второй мировой войны».

Значение совещания для упрочения мира и безопасности в Европе и за ее пределами нашло отражение в работе XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Главы многих делегаций в своих выступлениях указывали на историческую значимость закрепления принципов мирного сосуществования в качестве нормы взаимоотношений государств с различными социальными системами.

2

Советский Союз, другие социалистические страны намерены строго выполнять обязательства, взятые на себя по Заключительному акту. В нашей стране исходят из того, что и все другие государства будут также строго претворять в жизнь достигнутые договоренности.

Выступая в Хельсинки, глава советской делегации Л. И. Брежнев подчеркивал, что суммарный итог совещания состоит в том, что «международная разрядка во все большем объеме наполняется конкретным материальным содержанием. Именно материализация разрядки — вот в чем суть дела, суть всего, что должно сделать мир в Европе действительно прочным и незыблемым».

В документе Политбюро ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «Об итогах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» весьма четко определяются пути материализации разрядки. «Главное сейчас в том,— говорится в нем,— чтобы дополнить политическую разрядку военной».

Сокращение, а затем и прекращение гонки вооружений, продвижение по пути, ведущему к всеобщему и полному разоружению,— важнейшее требование нашего времени. Известно, что Советский Союз давно уже выступает в пользу созыва Всемирной конференции по разоружению, с тем чтобы подойти к кардинальному решению этого насущного вопроса международной политики. Рассматривая перспективы прекращения гонки вооружений, мировая общественность положительно оценивает ряд мер, которые были осуществлены в последние годы СССР и США и которые направлены на предотвращение ракетно-ядерной войны, в первую очередь меры по ограничению стратегических вооружений. Новый прогресс в этом направлении, несомненно, стал бы крупнейшим вкладом в дело материализации разрядки и полностью соответствовал бы и интересам Европы.

В последнее время внимание общественности привлекла работа специального комитета ООН для Всемирной конференции по разоружению. Как показали выступления представителей многих государств, советская инициатива по созыву конференции получает поддержку большинства стран — членов ООН. Созыв конференции будет служить решению одной из важнейших задач современности. Этой же задаче подчинено и советское предложение о включении в повестку дня XXX сессии ООН вопроса «О заключении Договора о полном всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия».

Большая и многосторонняя деятельность по материализации разрядки предстоит в области экономического сотрудничества государств. Эта сфера имеет не только коммерческое значение: торгово-экономические связи, предоставляя возможности для товарного обмена, одновременно укрепляют политический фундамент отношений между государствами, создают заинтересованность в стабильном развитии взаимоотношений.

Как показывает опыт, сотрудничество в области экономики, промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды может развиваться на основе равенства и обоюдной заинтересованности партнеров. Пример тому — успешно осуществляемые соглашения между СССР и Францией, СССР и ФРГ, СССР и Италией, СССР и Великобританией, соглашения западных стран с другими социалистическими странами. Эти соглашения предусматривают не только взаимную торговлю, но и осуществление ряда совместных крупных проектов, в том числе на компенсационной основе.

Жизнь показывает, что для многостороннего и двустороннего сотрудничества в Европе имеются широкие возможности. Нынешний экономический потенциал и естественные ресурсы европейских стран, социалистических и капиталистических, делают возможным их долгосрочное сотрудничество в ряде областей путем объединения усилий в осуществлении крупномасштабных проектов. Уже имеющиеся двусторонние соглашения между социалистическими и капиталистическими странами, по существу, подготовили базу для многостороннего общеевропейского сотрудничества. Одна из задач материализации разрядки заключается в том, чтобы отбросить все барьеры и препятствия, оставшиеся на этом пути.

3

Успех политики сотрудничества на европейском континенте воспринимается как пример, достойный подражания, во всех уголках нашей планеты. Член Политбюро ЦК Монгольской народно-революционной партии С. Лувсан заявил: «Развитие событий в Европе, которое определяется поворотом от напряженности к разрядке… дает хороший пример для других частей света, в том числе для Азии, которая не меньше, чем Европа, нуждается в строительстве межгосударственных отношений на основах прочного мира и коллективной безопасности, в проведении в жизнь принципов мирного сосуществования».

Печать стран Азии, Америки, Африки, уделяя огромное внимание вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, успеху совещания в Хельсинки, отмечает назревшую проблему безопасности в других районах земного шара. «Эта встреча,— писала, например, индийская газета «Пэтриот»,— представляет собой огромный шаг вперед в деле укрепления всеобщего мира и служит вдохновляющим стимулом для всех правительств и народов, выступающих за проведение политики разрядки».

Премьер-министр Индии И. Ганди в интервью, опубликованном в индийской печати 3 августа, указала, что соглашения о разрядке напряженности в любой сфере оказывают благотворное воздействие на обстановку как в Европе, так и во всем мире. Отметив, что в Азии имеются очаги напряженности и конфликтов, И. Ганди подчеркнула: мы хотели бы, чтобы дух разрядки распространился и на другие районы мира.

Народы Латинской Америки требуют достижения разрядки и ослабления очагов напряженности на континенте. Они отмечают, что вся деятельность советской делегации на совещании в Хельсинки служит ярким доказательством того, что социализму принадлежит ведущая роль в борьбе за мир, всеобщее и полное разоружение, за прогресс всего человечества. Генеральный секретарь Коммунистической партии Аргентины Херонимо Арнедо Альварес отметил, в частности, что Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе успешно завершило свою работу, опровергнув мрачные прогнозы противников мира и дружбы между народами. Подписанные на нем документы должны оказывать громадное влияние на последующее развитие событий в Европе и далеко за ее пределами. Ведь совещание одобрило курс на проведение политики разрядки международной напряженности. На нем были предприняты новые важные шаги по пути укрепления истинного и долгосрочного мирного сосуществования и распространения его на весь земной шар. Народы Латинской Америки, подчеркнул X. А. Альварес, горячо приветствуют итоги совещания.

Недавно представители компартий стран Латинской Америки и Карибского бассейна на своем совещании в Гаване отметили, что разрядка, все решительнее заявляющая о себе, облегчает их трудную и сложную борьбу за национальный и социальный прогресс, борьбу против фашистских режимов, против иностранных угнетателей и их местных пособников.

Для народом всех континентов, как подчеркивала мировая печать, важным является, что совещание подтвердило тезис, согласно которому безопасность народов и сотрудничество между ними в различных областях жизни, включая многосторонний торговый, культурный и научный обмен, будут преследовать общую цель — прокладывать путь разрядке, мирному сосуществованию и разоружению.

Трудящиеся социалистических стран, народы развивающихся стран, все миролюбивые силы на земле дорожат разрядкой напряженности в современных международных отношениях. Они видят в ней залог успешного социально-экономического развития своих стран, благоприятную перспективу для прогресса всего человечества.

Обсуждая и единодушно приветствуя положительные итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, трудящиеся Советского Союза выражают решительную поддержку ленинской внешней и внутренней политике Коммунистической партии Советского Союза, неустанной деятельности ее Центрального Комитета по успешному воплощению в жизнь решений XXIV съезда КПСС, выработанной им Программы мира. На тысячах митингов и собраний они выразили единодушное и горячее одобрение оценок и выводов, содержащихся в документе «Об итогах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Горячий отклик находит в партийных и общественных организациях, у всех советских людей указание Политбюро ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР на то, что закрепление и развитие разрядки на европейском континенте, расширение сотрудничества между странами и народами предполагают неустанные усилия, направленные на дальнейшее развитие советской экономики, науки, культуры, на развертывание идеологической работы в духе воспитания коммунистической сознательности, повышения активности масс в борьбе за коммунизм.

«Линия нашей партии и государства в международных делах хорошо известна,— говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа Москвы.— Она вытекает из самой природы социализма и целиком подчинена интересам мирного созидательного труда советских людей и наших братьев в социалистических странах. Будучи последовательно классовой, она служит делу мира, свободы и безопасности всех народов, делу их национальной независимости и социального прогресса, отвечает интересам самых широких масс во всем мире».

Советские люди хорошо понимают, что воплощение ленинской политики мира создает необходимые внешнеполитические условия для коммунистического строительства в нашей стране, для неуклонного роста благосостояния советского народа.

В связи с успешной работой совещания непрерывным потоком продолжают поступать многочисленные письма трудящихся Советского Союза. В эти дни, когда народы мира стремятся воплотить в жизнь благородные принципы, принятые в Хельсинки, советские люди в своих письмах, трудовых рапортах горячо одобряют внутреннюю и внешнюю политику КПСС, Советского государства. В этих письмах содержится высокая оценка мудрой направляющей деятельности ЦК КПСС.

В письмах подчеркивается, что исключительное значение для подготовки и завершения совещания в Хельсинки имела терпеливая и вместе с тем настойчивая деятельность советской дипломатии, основанная на идеях основателя Советского государства В. И. Ленина. Благодаря усилиям Советского Союза и других братских стран происходит воплощение в жизнь принципа мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Европа становится континентом прочного и длительного мира, взаимовыгодного сотрудничества государств на благо народов.

События последних дней на международной арене показывают со всей убедительностью, что документ, принятый в Хельсинки, является венцом всего позитивного, что до сих пор было сделано на европейском континенте. Вместе с тем это становится и отправным пунктом для последующего всестороннего продвижения Европы к новым горизонтам.

Внешняя политика КПСС, Советского государства вызывает у советских людей удовлетворение мудрой деятельностью нашей партии, укрепляющей уверенность в завтрашнем дне. Все советские люди отвечают на миролюбивую политику партии самоотверженным ударным трудом на всех участках коммунистического строительства.

В постановлении ЦК КПСС «О социалистическом соревновании за достойную встречу XXV съезда КПСС» (1975 год) отмечается, что коллективы многих предприятий, передовики производства Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Урала, Сибири, других районов, городов, областей и республик, продолжая и развивая славную традицию советского народа — встречать съезды родной партии новыми трудовыми достижениями, выступили с ценными инициативами и починами, приняли повышенные социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС. Они направлены на более полное использование резервов увеличения производства, улучшение качества продукции, достижение наивысшей производительности труда. Инициаторы предсъездовского соревнования выступили с призывом ко всем труженикам города и деревни в оставшийся до съезда период умножить свои силы и энергию, поддерживать на каждом предприятии, стройке, в колхозе и совхозе атмосферу высокого трудового энтузиазма, дружно нести ударную трудовую вахту.

Готовясь достойно встретить XXV съезд КПСС, советский народ своим творческим трудом, активным воплощением в жизнь предначертаний партии укрепляет могущество нашего государства, фундамент ленинской политики мира, безопасности и свободы народов.

 

Обратная связь